Анализ ситуации, складывающейся в отношениях США с Ираном, приводит к выводу, что время, отделяющее нас от очередной военной кампании Америки, движется в системе обратного отсчета. По-видимому, точка ноль определяется лишь готовностью американского ВПК к очередной грандиозной военной операции. Несмотря на всеобщий скептицизм в отношении шансов Ирана противостоять военной агрессии США, у грядущей войны имеются различные сценарии.
Первый, наипростейший, вариант будет походить на две минувшие американские войны. Президент Буш, согласуясь с международным сообществом, или, наоборот, игнорируя его, в доступных американскому слуху выражениях (например: "Хватит нам вешать лапшу на уши"), объявит войну "Террористическому диктаторскому государству Иран", рвущемуся к овладению ядерным оружием… Далее все, как обычно. Со всей планеты в район боевых действий американцы неторопливо станут свозить войска. Из "Боингов" начнут выгружаться откормленные американские солдаты с огромными рюкзаками и сумками. В странах Восточной Европы откроется вербовка дешевой сволочи, готовой глотать иранскую пыль и проливать кровь. Не спеша завезут всё: начиная от боеприпасов и кончая душевыми кабинками и ванильным мороженым.
В это же самое время палубная авиация с авианосцев в Персидском заливе и штурмовики с военных баз в Ираке, Афганистане и Киргизии начнут разносить в клочья наиболее современные средства нападения и защиты Вооруженных Сил Ирана. В считанные дни исчезнут ВВС, ПВО, ВМС, БРАВ. Будет нанесен ослепляющий удар по всем видам электронной связи и наблюдения. Далее с разных направлений в глубь Ирана поползут бронированные армады. Не исключено, что Россия вновь предоставит Транссибирскую магистраль для переброски сухопутных американских войск на базы в Средней Азии, как это было во время американо-афганской войны. На этой фазе будет задействована агентура в среднем и высшем офицерском составе иранской армии. Традиционно офицерский состав Ирана проходил подготовку и обучение (ну и вербовку соответственно) в военных учебных центрах стран НАТО.
"Аль-Джазира" будет показывать решительно марширующих автоматчиц в паранджах и мужиков в чалмах, которые с зелеными гробами на плечах будут бегать по улицам разбомбленных городов и палить из автоматов в воздух. Бронетанковые колонны США и их союзников, прикрываемые с воздуха, останавливаясь после каждого крестьянского выстрела (к этому времени регулярные части прекратят свое существование), в конце концов доползут до Тегерана. Под контроль будут взяты важнейшие пункты Каспийского и Персидского нефтяного трафика, аэродромы и крупные города. Остальной же Иран с фиктивным марионеточным правительством будет превращен в гигантскую неконтролируемую территорию, подобную Афганистану и Ираку.
Но есть и иной сценарий событий: его реализация связана с уникальным геостратегическим положением Ирана. Ничего подобного не было в распоряжении более развитого в военно-техническом отношении Ирака. Обратимся к карте: Ирану принадлежит всё северное побережье Персидского залива, включая побережье (важнейшего пункта мировой экономики!) — Ормузского пролива. Эта "ахиллесова пята" военной группировки США в Персидском заливе при грамотном оперативном подходе могла бы быть использована самым роковым для США и их союзников образом.
Предположим, что иранское руководство, осознав неизбежность нападения на свою страну (слишком много глобальных мировых вопросов решается в "нужную" сторону с падением Ирана, и ядерная программа Тегерана — это лишь повод), проводит ряд неотложных мер угрожаемого периода. Первая и наиглавнейшая — минирование относительно мелководного( от 30 до
При огромной судопроходимости пролива уследить за тем, что некий контейнеровоз ночью, приоткрыв аппарель, что-то вываливал за борт, будет невозможно. Когда же задача превращения в "суп с клецками" Ормузского пролива и определенных районов Персидского и Оманского заливов будет решена, начнется по-настоящему страшное. Дождавшись очередной антииранской эскапады президента Буша (а с ним это бывает часто), Тегеран объявит войну США. Примерно на третьей минуте после объявления войны Иран нанесет массированный ракетный удар по корабельным соединениям американцев в Персидском заливе как на базах Ирака и Кувейта, так и находящихся на патрулировании в заливе. Приоритетная цель удара — авианосцы и танко-десантные корабли-вертолетоносцы. В этом ударе могут быть использованы все воздушные средства нападения, включая КР воздушного базирования и БР однотипные СКАД, КВО (круговая вероятная ошибка), которые позволяют накрыть крупную надводную цель, стоящую в порту. Попасть такой ракетой в корабль трудно, зато и в нее попасть невозможно, а тратить на неё ресурсы ПВО придется. Если в ударе будет участвовать сотня ракет, пусть и допотопных, которые с разных направлений и одним моментом подлёта, пусть и сопровождаемые АВАКСами, падут на голову американцев, вероятность второго Перл Харбора будет близкой к единице, даже при идеальной работе ПВО.
Вопросы целеуказания в узком (около
Далее правительство Ирана продемонстрирует мировому сообществу карты минных постановок; причем районы, где на один кв. кабельтов приходится одна мина и на сто кв. миль тоже одна, могут быть заштрихованы с одинаковой плотностью. Морская мина — оружие психологическое. Никакой судовладелец не погонит свой танкер в официально объявленный район минной опасности. Из-за страховых издержек стоимость товара станет золотой. Минная пробка перекроет коммуникационную линию американской военной машины в Персидском заливе, а также намертво заткнет горлышко нефтяной бутылке европейской и японской экономики. Всё это вызовет некий мировой ступор с непредсказуемыми последствиями. США придется решать вопрос: кто будет новым президентом страны и наносить ли ядерный удар по Ирану. Последнего скорее не будет, конечно, не из-за гуманизма, а из-за опасности все того же радиоактивного заражения нефтяных районов. Европейцы будут думать: кидаться ли в драку за пролив, или, может, стоит поменять свои проамериканские правительства. Как отреагируют финансовые рынки, что произойдет в арабском мире?
Вопросов много. Ясно одно, между США и Ираном будет продолжаться война, но теперь американцам будет не до вторжений. Речь пойдет о битве за Ормузский пролив. Сама по себе задача траления плотного минного поля, сформированного из разных по типу и времени изготовления мин, даже без какого-либо огневого противодействия со стороны противника, представляется сложной. Подобного рода задачи решали советские минно-тральные силы в Красном море и в том же Персидском заливе. Но ныне этих сил уже не существует. Американцы еще во Вьетнаме предпочитали тралить с вертолетов, но вертолет-тральщик маломощен и хорош не против всякой мины. Задача создания в принципе не вытраливаемых мин была решена ещё в ходе Второй мировой войны. Они уничтожаются подводными роботами-искателями мин, спускаемыми с тральщика. Ну а если эта тонкая штучная работа проходит в зоне Ормузского пролива, которая с трех сторон окружена вражеской территорией, с непрерывными обстрелами, пусть даже невысокоточным оружием?
Пролив — наиудобнейшее место для организации классической минно-артиллерийской позиции (а с учетом современных реалий — ракетно-артиллерийской). Вдоль северного побережья Персидского залива тянутся Южно-Иранские горы. Все будет решать вопрос: насколько иранцы сумеют воспользоваться своим геостратегическим преимуществом. Заминировать прибрежную черту, насытить район мобильными группами прикрытия своих огневых средств поражения, организовать систему неэлектронного управления войсками, добить корабельную группировку, закупоренную в Персидском пруду, используя активные минные постановки и остаток ракет.
Лишь небольшая часть территории Ирана в районе Ахваза по рельефу местности схожа с Ираком, вся же остальная громадная территория — это горы и пустыни ближе к Афганистану. Как отметил один западный военный эксперт, армия США в Ираке явила полную неспособность вести боевые действия в условиях Первой мировой войны.
Закупорка Ормузского пролива и уничтожение корабельной авиации принудят США вести боевые действия в этих условиях, да еще и в горах. Доставлять силы и средства в районы боев американцам придется почти исключительно по воздуху. Им останется только стрелять высокотехнологичными ракетами по глинобитным иранским городам, но в таком случае до победы будет очень далеко. И время будет работать не на Америку. Так что записываться на прием к американскому дантисту с базы Гуантанамо президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду пока рановато. Впрочем, решать ему.