Карт-бланш

Карт-бланш

23 марта в городском суде Санкт-Петербурга присяжные вынесли вердикт по делу об убийстве девятилетней таджикской девочки Хуршеды Султоновой, погибшей в феврале 2004 года. Того, кто наносил ей удары ножом, признали невиновным в убийстве. 25 марта в Петербурге неизвестные молодые люди несколько раз ударили ножом девятилетнюю девочку-мулатку. Совпадение?

 

Решение присяжных показывает: для российского массового сознания деление на своих и чужих гораздо важнее законности и элементарной справедливости. Получается вот что: не надо портить мальчику жизнь. А потерянная жизнь Хуршеды Султоновой значения не имеет. Она — не наша, потому что другой национальности!

 

К сожалению, ничего нового здесь нет. Во времена самодержавия россиян совершенно официально делили на православных и иноверцев. При советской власти различным гонениям подвергались целые народы. Это не могло не привести к развитию великодержавного шовинизма. Например, типичная реакция по поводу войны, которую Советский Союз вел в Афганистане, выражалась так: «Сколько там наших ребят погибло!». И ни слова о том, что эта страна стала жертвой агрессии, и потому говорить надо прежде всего о потерях среди мирного населения.

 

Когда речь заходит о чеченской войне, звучат примерно те же слова. Даже несмотря на то, что Чечня официально относится к России и находится ближе, чем Афганистан. Мы считаем только «своих» убитых. До остальных нет дела.

 

Если нападение на девочку-мулатку и не было прямой реакцией на решение суда, в недалеком будущем такая реакция наверняка последует. Суд присяжных в Петербурге придал силу закона националистическим предрассудкам и фактически выдал карт-бланш на убийство «чужих» детей и вообще всех «не наших».

 

Тем временем в Москве уже не суд присяжных, а судебный чиновник, заместитель председателя Басманного суда Александр Трубников, принял решение, которое наверняка порадует антисемитов. 24 марта он отклонил жалобу представителя движения «За права человека» Евгения Ихлова на незаконность отказа Басманной межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело в связи с публичными антисемитскими кампаниями. В 2005 году группа депутатов Государственной думы призвала Генпрокуратуру запретить ряд еврейских организаций. Затем появились сходные по содержанию письмо 500, письмо 5000 и так далее.

 

Итак, с одной стороны — в обществе продолжает развиваться ксенофобия, с другой — государство и, в частности, судебная власть ей попустительствуют. Эти явления могут взаимно усилиться настолько, что противодействовать им уже будет невозможно. Если сейчас государственная власть не остановит происходящее, то потом у нее может не хватить сил для борьбы с ним.

 

Дмитрий БЕЛОМЕСТНОВ

Прима