Все дело в шляпе

Все дело в шляпе

В последнее время информационное пространство Адыгеи то и дело сотрясается  слухами о возможном повторении нальчинского сценария развития событий в Майкопе.  Причем истерия в СМИ нагнетается как "ответственными товарищами", занимающими  различные посты, так и таинственными предупреждениями ряда  журналистов, с демоническими интонациями в голосе предупреждающими нас о  готовящейся атаке.

 

Вспомним прокатившуюся недавно по Майкопу волну слухов о  планируемом нападении моджахедов на некий склад боеприпасов в п. Тульском. Многие родители даже перестали посылать своих детей в школу.

 

Согласно тем же слухам,  эту дезинформацию распространяло лицо из некой силовой структуры. В ряду  подобных информационных грязных бомб, которые в очередной раз должны отравить  умы граждан, посеять в них страх, панические настроения и недоверие к  определенной социальной группе населения, стоит недавно опубликованная книга  М.Б. Беджанова "Ислам- религия мира" и его же статья, опубликованная в Советской Адыгее "Отвергнув ваххабизм, сохраним себе жизнь".

 

В упомянутых "работах" речь  идет о людях, имеющих отношение к исламу, находящимся в системе его духовных институтов, занимающих некое положение в исламской общине Адыгеи и о мнимых  угрозах, которые они несут обществу.  Подписываясь под своими трудами не иначе как Муратом-хаджи Беджановым, автор  этих опусов попытался донести до легковерного или плохо осведомленного в  вопросах ислама обывателя собственное видение ситуации, сложившейся в последнее  время в религиозных мусульманских кругах Адыгеи.

 

Опубликованное чтиво (а по другому его здравомыслящие граждане не оценят) представляет собой образец лжи и навета в классическом духе 30-х годов 20 века СССР. 

 

Этот деятель утверждает, что у нас буквально высадился десант религиозных экстремистов ваххабитского толка из числа адыгов-  репатриантов, вернувшихся на историческую родину из стран Ближнего востока.  Термин "репатриант" по Беджанову носит явно ругательный характер. Причем  экстремизм репатриантов и им сочувствующих, по мнению этого “специалиста” сводится примерно  к следующему: 

 

1. "Они предлагают не жарить лепешки (щэлям) на поминки (как принято у местных  адыгов).  2. "Предлагают не носить шляпы на похоронах и в знак траура (как это принято в  Адыгее).  3. "Предлагают ограничиться трехдневным трауром по усопшему (вместо бытующего у  адыгов годичного).  4. "Репатриантом Фаизом Аутль сделан "неправильный" перевод Корана с арабского на адыгейский и его раздают верующим.  5. Репатриант- демон Наджмудин Абази "свил осиное гнездо "ваххабизма"" в г.  Адыгейске, выгоняет стариков из мечети и т.д.     

 

Все эти “обвинения” нельзя назвать иначе как детским лепетом, рассчитанным на невежество людей, не знающих требования Ислама по причине того, что официальные муфтии и муллы десятки лет советской власти вытравливали по заданию КГБ дух и практику Ислама, заменяя его языческими нормами (отсюда вся эта ересь про лепешки и шляпы). Единственный вопрос, который еще можно как-то принять в качестве дискуссионного это вопрос перевода Корана. Но и здесь кроме навета ничего не просматривается.

 

По словам критика, перевод Корана безграмотен. Допускаем. Но, у Ф. Аутля высшее духовное образование, которого нет  у его оппонента, и его обвинения в адрес Аутля будут голословными до тех пор,  пока факт искажений при переводе не подтвердит специально созданная для этого независимая комиссия, состоящая из теологов и филологов. До тех пор обвинения звучат как заведомая клевета.

 

Послушать Беджанова, который, кстати, в годы советской власти занимался атеистической пропагандой, то Аутль между строк аятов и сур вписал как минимум инструкцию по изготовлению пояса Шахида или управлению Боингами, в купе с призывом  к насильственному изменению конституционного строя в России. 

 

Что касается похорон, то по Шариату не предусмотрены все эти языческие действия, которые навязаны адыгам. Но причем здесь экстремизм, приписываемый Беджановым сторонникам  исламских обрядов?

 

Кстати говоря, у адыгов обряды и обычая постоянно менялись от эпохи к эпохе и весьма существенно. В средневековье наших предков хоронили в дольменах, затем в курганах вместе с утварью, оружием. Кроме того, продолжительное время  практиковалось воздушное погребение- подвешивание в гробу- колоде на дереве.  Так, в Египте черкесские мамлюки похоронили одного из своих султанов в мечети,  подвесив гроб с его телом под куполом на растянутых цепях, имитируя воздушное  погребение, что противоречило исламской практике похоронного обряда.

 

Еще в  начале 19 веке в Черкессии на могиле убитого молнией устраивалось игрище с  танцами, а в знак годовщины смерти знатного человека устраивали не только пышную тризну с обильным угощением, но и игрище со скачками и спортивными состязаниями  и все это тоже называлось Адыгэ хабзэ.

 

Как свидетельствуют исторические  источники, мусульманским просветителям в адыгской среде стоило немалых усилий искоренение этой практики. Говорить о том, что упрощение похоронного обряда есть святотатство, а тем более экстремизм- полный маразм. 

 

Большинству здравомыслящих адыгов ясно, что необходимо возвращение к ясной исламской практике и избавление людей от наших чрезвычайно усложненных и весьма дорогостоящих ритуалов. Однако, мало кто решается  сделать этот шаг первым, боясь быть осужденным обществом.

 

Всем известно, что у  нас в стране смертность далеко опередила рождаемость, а в небольших адыгейских  аулах на множество похорон приходится редко одна свадьба. Смертность резко  возросла, а уровень благосостояния людей упал, в связи с чем становится крайне  обременительным и непосильным для семей педантичное соблюдение похоронных  ритуалов. Череда постоянных похорон, многократных поминок (на 7-й день, 40-й  день и в годовщину), за которые так рьяно ратует "хаджи" Беджанов,  длительных сроков траура изматывает всех- морально, физически, материально.  Дошло до того, что многие мужчины возят с собой в автомобиле пресловутую  фетровую шляпу (крайне "адыгский" атрибут), т.к. в любой момент могут оказаться  на траурной церемонии.

 

Ситуация и вовсе становится критической когда в одной  семье за короткий срок не один, а 2-3 умерших. В такой обстановке в последние  годы произошла вынужденная частная модернизация ритуала: если раньше после  похорон кормили всех пришедших и всем раздавали пакеты с едой, то теперь после  похорон кормят только прибывших издалека и ближайших родственников, которые  остаются с семьей покойного, что кстати согласуется с нормами ислама. А ведь еще  в недавнем прошлом у адыгов было принято снимать все тяготы похорон с семьи  умершего, этим занимались соседи. К сожалению, хорошие традиции забываются и  уходят в прошлое, а остаются пустые формальные обряды с туманным смыслом,  но  которые свято охраняемы адептами вроде Беджанова и всевозможными эфендиями и  мулами (под зорким оком спецслужб), для которых они не иссекаемый источник дохода.

 

Мы, местные адыги, свыклись с этими причудами, но когда к нам стали возвращаться адыги- репатрианты, стало очевидно, что многие из укоренившихся у нас обрядов  отсутствуют у адыгской диаспоры. В частности похоронный обряд адыгской диаспоры  лишился языческой и христианской составляющих в условиях жизни мусульманской  среды. Часть адыгов-репатриантов, вернувшихся на историческую родину, имевших  религиозное образование, стали проводить просветительскую работу среди местных адыгов, предлагая упростить ряд обрядов (похороны), мотивируя это тем, что их  пышность и длительность согласно исламу никак не отражается на покойном, а живых  ввергает в неоправданные тяготы и заботы. Особенно удивляло их то, что основная  тяжесть этих мероприятий падает на аульских женщин, измученных приготовлением  еды, ночными бдениями. Хорошо бы спросить у поборников "чистоты" адыгских традиций, есть ли у них хоть капля жалости к своим женщинам?

 

Приведение ритуалов и обрядов к Шариатским нормам крайне невыгодно сельским похоронщикам, к "авторитету" которых взывает Беджанов.  Люди, сделавшие религию бизнесом, большая часть которых стала притчей во языцех  в своих аулах по причине их безграмотности, невежества, всевозможных пороков, по  Беджанову - хранители "традиционных исламских ценностей". Конечно, такие  "авторитеты" будут насмерть стоять за свой доходный бизнес.

 

А теперь о самом главном с точки зрения Беджанова- о шляпах, запрет на ношение  которых является по его словам одним из главных признаков  ваххабизма. (До какого же невежества можно свести человека, субханнулла)

 

Мода на шляпы была привнесена в адыгскую среду советскими партийными  работниками. Сама шляпа являлась в свое время знаком принадлежности к касте  партократов и символом престижности положения ее носителя в обществе. Видимо  этим и объясняется ностальгия по этому предмету маскарада партийных вождей у товарища Беджанова,. Под напором  культурной ассимиляции в результате близости к Краснодару на похоронах в  большинстве бжедугских и шапсугских аулов Адыгеи головной убор как непременный  атрибут похорон стал исчезать еще в 70-х годах 20 века. Представители  мусульманского духовенства Адыгеи, пытавшиеся искоренить ношение шляп,  мотивировали свои действия сходства похорон с партийными собраниями и митингами  советской безбожной эпохи, ссылаясь на отсутствие в исламе императива на ношение  головных уборов на похоронах.  Прошу заметить, речь Беджанов ведет не о  традиционном адыгском головном уборе- папахе, а именно о шляпах. По Беджанову -  это неотъемлемая часть образа адыгского мужчины.  Возвращаясь к "самому святому", по мнению Беджанова, для адыгов заметим, что  таковым является совесть (напэ) и честь (нэмыс), а вовсе не шляпа. А для Беджанова, как оказалось, все дело в шляпе.

 

Но нет, не только в шляпе, но и в щэляме (адыгской лепешке) тоже. В своей "книге" Беджанов отнес к признаку ваххабизма предложение не жарить лепешки  в знак поминовения по усопшему.

 

Проясним ситуацию. Дело в том, что по  древнеязыческим адыгским поверьям, души умерших "кормятся" запахом жаренных лепешек и довольствуются тем, что их поминают таким образом. Как видим, с исламом, который не приемлет ничего языческого, это ничего общего не имеет. Но  видимо адыгейские старушки, а в такт им и товарищ Беджанов, думают иначе. Кстати, некоторые бабушки на полном серьезе утверждают, что поминальный щэлям  нельзя жарить, делая в нем дырочки (надрезы), другие говорят, что щэлям нужно есть, не отрывая от него кусочки, непременно откусывая от целого. Интересно, какой способ поедания щэляма более соответствует адыгскому этикету и не является ваххабитским?

 

Теперь-то, с  легкой руки профессора (еще одно громкое звание наряду с хаджи) Беджанова, милиция будет точно знать, где искать экстремистов. Там, где  не жарят щэлям или жарят мало - точно окопались ваххабиты.  

 

Со стороны вся эта возня вокруг шляп и щэляма выглядит абсурдом и сильно напоминает сюжет из сказки Дж. Свифта "Путешествие Гулливера", в которой идет речь о конфликте двух королевств-  тупоконечников и остроконечников, суть которого состояла в споре, с какой  стороны разбивать варенное яйцо- с тупого или острого. Спор вокруг обрядности с  легкой подачи Беджанова раздут до таких масштабов, что в глазах непросвещенной общественности действительно выглядит угрожающе.

 

Атеистическая писанина Беджанова огромным тиражом  разошлась по всем властным структурам республики как своего рода пособие, сам автор читает лекции в правоохранительных органах республики, где он в красочной  форме расписывает угрозу ваххабизма в Адыгее и его личное участие в борьбе с  ней, предлагает "выжигать на ранних стадиях опухоль коленным железом". 

 

По сути, идет процесс информационно-идеологического обеспечения в подготовке масштабных карательных акций против мусульман, физическому уничтожению верующих, тотальной регламентации религиозной жизни  мусульман спецслужбами.

 

Уже сейчас имеют место избиение прихожан Соборной мечети г. Майкопа  милицией. Совсем недавно усилиями администрации была закрыта мечеть в г.  Адыгейске, где ранее был проведен обыск силами местного РОВД. Был задержан и в  последствии доставлен в РУБОП МВД РА имам мечети г. Адыгейска Абази Наджмудин, в  доме которого также провели обыск, обыскивали и его беременную жену.

 

В мечетях  Теучежского и Тахтамукайского районов Адыгеи, которые более или менее регулярно  посещают молодые верующие, стали регулярно приезжать с непонятными проверками  сотрудники милиции, выяснять кто “ваххабит”, а кто нет.

 

Теперь не надо быть гением контрразведки, достаточно зорко вглядеться в толпу  и заметить, где носят шляпы, а где нет; понюхать воздух - жарят щэлям или нет - и  тут же выявить, пользуясь терминологией Беджанова- ОГПУ "осиное гнездо ваххабитов’ и их “пособников”.

 

Опубликованное “хаджи”-атеистом Беджановым чтиво, представляет собой образчик, в  котором переплелись такие проявления эпистолярного жанра как донос на еретиков и чернокнижников времен инквизиции, письмо о политически неблагонадежных соседях по коммуналке в органы НКВД эпохи 30-х годов в СССР.

 

Так что же реально стоит за термином "ваххабизм", к которому всей душой и телом  прикипел товарищ-хаджи Беджанов ? Как это не удивительно, но "ваххабизм" слово  арабского происхождения, имеющее арабский корень не встречается ни в одном из  больших арабских словарей, в арабской литературе и прессе! Не встречается оно и  в ортодоксальной исламской богословской литературе. Не используется оно как  термин практически никем кроме российских СМИ. Это слово так же активно эксплуатируют в Чечне, оправдывая убийство мусульман. Что поразительно, но даже некоторые политические деятели Ичкерии используют этот термин в качестве обвинения.

 

Даже антиисламски настроенные  западные СМИ в своей пропаганде для определения радикальных мусульман пользуются  иными терминами. Слово "ваххабизм" не используется ими как синоним терроризма и  экстремизма, поскольку на Западе, пусть хоть формально, декларируются  человеческие ценности и права, в том числе на свободу слова и вероисповедания и людей не клеймят по признаку религиозной принадлежности, в том числе к разного  рода течениям внутри одной конфессии.

 

Возникновение самого термина связывают с  событиями конца 18 начала 19 веков, имевших место на Аравийском полуострове с  участием шейха Мухаммада ибн Абдель- Ваххаба, последователя одной из четырех ортодоксальных школ суннитского ислама ханбалитского толка. Товарищ-хаджи  Беджанов очень подробно скопировал целиком часть книги "Единобожия" указанного  шейха в свой "фолиант", где подробно описаны имевшие место в Аравии события.  Интересен тот факт, что никто из крупных исламских ученных не называет себя "ваххабитом", тем более последователем указанного шейха, поскольку подобного рода шейхов за всю историю ислама насчитывается тысячи. Непосредственно же  происхождение самого термина "ваххабизм" как ярлыка или клички принадлежит  англичанам, проводивших колониальную политику на Ближнем востоке, Индии и, выделявших подобного рода ярлыком, сопротивлявшихся колониальному режиму империи, мусульман. Как такового религиозного течения  "ваххабизм" не существует ни в одной исламской стране.

 

Специалисты выделяют  термин "салафийя" как приверженность различных исламских группировок незыблемости исламским канонам периода раннего пророческого ислама, но откуда об этом знать бывшему безграмотному партработнику и тем, на кого рассчитаны его писульки, которые преследуют не цель просвещения, а  дестабилизации обстановки в республике.

 

Прочитав книгу Беджанова, напрашивается совершенно дурацкий вопрос, каким образом отсутствие головного убора и кулинарных изысков на  похоронах прямиком ведут к подрыву конституционного строя России? С еще большим  успехом призыв к свержению существующего строя можно обнаружить в одной из книг  Библии "Апокалипсис", где речь идет об установлении Царства Божьего на земле.  Получается, законно избранные правительства государств будут свергнуты  посредством прихода Мессии в лице Иисуса? Кстати, его борьбу с антихристом, при  желании, можно уподобить выступлению антиправительственных сил, которые с  помощью молний реализовали террористический акт.

 

Указанный эпизод присутствует и  в исламской традиции. Звучит как бред, не правда ли? Но к этому бреду можно притянуть и статьи уголовного кодекса, касающиеся создания  незаконных вооруженных формирований (в составе Иисуса Христа и архангелов), терроризм, убийства и т.д. Примерно в таком же ключе пытается формировать общественное мнение и позицию властных структур товарищ- “хаджи” Беджанов, по  словам которого от не пожаренного щэляма до фанатизма один шаг.

 

Кстати, слово  фанатик Беджанов в контексте своей книги употребляет в форме "фанат", между тем  как, всем известно, что под словом "фанат" понимаются особенно рьяные футбольные  болельщики и поклонники эстрадных звезд, а совсем не то, что, видимо, хотел  сказать наш горе- профессор. И это далеко не единственный ляп в его трудах. Этот “профессор” дописался до того, что чуть ли ни прировнял  “мюридизм” времен Кавказской войны с “ваххабизмом”.

 

Прочитав книги Беджанова, можно подумать, что в горах Черкессии  в 19 веке существовали тренировочные лагеря Аль-Каиды и Талибан, а Бен Ладен  прятался не в горах Тора-Бора, а на Лагонаках. Но, как с радостью пишет  товарищ-хаджа Беджанов, этим планам не удалось сбыться, царизм победил. Браво,  профессор, радоваться есть чему: сотням тысяч убитых, заморенных голодом и  утопленным в Черном море соотечественникам.

 

Бред Беджанова довел до того, что милиция в Адыгея в качестве  довода в принадлежности к "ваххабизму" задержанных предъявляет бритые  подмышки, удаление лобковых волос, наличие обрезания. Так, что соблюдение норм гигиены теперь приравнено к “ваххабизму’.

 

Здесь  уместно привести слова известного английского исламоведа Монтгомери Уотта,  который ссылаясь на Зигмунда Фрейда отмечал: "Тьма, приписываемая врагам,- это  лишь проекция собственной тьмы, которую не желают признавать" (См. Л.И.  Климович. Книга о Коране. М., 1988 г. с. 108-109).

 

Слова Монтгомери отнесены к европейскому видению ислама. Но, как мы убедились, свое весьма "оригинальное"  видение ислама есть у многих других. 

 

Абдуллах (Петр) Семенов, Адыгея

для «Кавказ-Центра»