Мировые лидеры опустились на один уровень с диктатором Путиным

28 декабря 2005 в 18:47
Как пишет инопресса, правозащитник Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы, самой старой правозащитной организации в стране, заявила: "Россия не является свободной, и то, что президентство отходит к стране, которая несвободна, – это нонсенс". По словам Илларионова, в экономическом отношении России перешла от либеральной системы к той, в которой доминирует государство в виде гигантских государственных компаний, контролируемых корыстными бюрократами. Западные дипломаты подчеркивают, что в своей внешней политике путинская Россия неоднократно объединялась с "государствами-изгоями", включая Иран, Сирию и Азербайджан.

"Складывается такое впечатление, что россияне всегда вставляют палки в колеса", – указал один из них. В прошлом месяце британский МИД помог организовать конференцию в Уилтон-Парке под названием "Россия: председательство в "большой восьмерке" и далее" и пригласил нескольких высокопоставленных российских чиновников, ни один из которых не приехал. Кремлевские чиновники также отказались дать интервью The Times. В своих публичных заявлениях, однако, они утверждают, что всего лишь работают над восстановлением российского государства после хаоса ельцинских лет.

Если и был какой-то отход по части демократии, говорят они, то он произошел в 1993 году, когда Ельцин приказал танкам стрелять по зданию парламента и ввел Конституцию, дающую президенту широкие полномочия. Кроме того, добавляют они, большинство россиян искренне верят в то, что сейчас им нужен сильный лидер, такой как Путин, а не демократия западного образца. "Россия имеет столько демократии, сколько может на данном этапе своего развития, – считает Сергей Марков, политолог и советник Кремля. – В 1990-х мы пытались перепрыгнуть к демократии, и результатом стала анархия, так что теперь мы должны сделать несколько шагов назад".

В защиту внешней политики чиновники приводят тот аргумент, что Россия просто пытается защитить свои коммерческие интересы, особенно в оборонной и ядерной сферах, и создать противовес однополярности США. Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам, называет разговоры об исключении России из "большой восьмерки" "маргинальными спекуляциями", которые стихнут после 1 января.

И действительно, Россия вряд ли вызовет раскол в "большой восьмерке", хотя саммит в Санкт-Петербурге и не следует примеру, заданному Великобританией в Глениглсе, когда были приглашены крупные развивающиеся экономики – Китай, Индия и Бразилия. Сейчас страшнее всего, что события вне G8 пойдут по такому сценарию, что западным лидерам будет нелегко сохранить лицо, работая бок о бок с Путиным, пишет газета.