Иран оставил Россию с носом

26 декабря 2005 в 13:49
Москва подтвердила, что передала Тегерану предложения по обогащению урана в России. Тегеран же настаивает на том, что не получал их. Ситуация вокруг иранской ядерной стратегии запутывается все больше. Во всяком случае, сегодня в российском внешнеполитическом ведомстве заявили, что ждут ответа от Тегерана на переданную ему ноту, в которой подтверждается актуальность предложения Москвы о создании в России совместного предприятия по обогащению урана. Об этом сообщил «Эху Москвы» официальный представитель МИДа Михаил Троянский. Посольство России в Тегеране передало иранской стороне официальную ноту, в которой подтверждено, что передававшееся ранее Ирану российское предложение о создании на территории России совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана остается в силе, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Михаил Троянский. По его словам, это предложение является "российским вкладом в поиск взаимоприемлемых решений в контексте урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы политико-дипломатическими методами".

Между тем еще накануне официальный представитель МИДа Ирана заявил, что они не получали от Москвы детальных предложений по этой проблематике. Однако уже относятся к нему скептически. Иран настаивает на обогащении ядерного топлива в своей стране. Об этом заявил представитель иранского МИДа Хамид Реза Асифи. "Мы не получили никакого четкого предложения на бумаге от России. Несомненно мы рассмотрим с вниманием любой план или предложения, которые будут признавать право Ирана на проведение обогащения урана на собственной территории". Глава МИД России Сергей Лавров назвал "неоправданными и безответственными" попытки внести в вопрос об иранской ядерной стратегии политическую мотивацию. Главная задача, по его словам, не допустить нарушение режима нераспространения оружия массового распространения. Он сказал, что в некоторых странах есть искушение разыгрывать иранскую тему в политическом, в том числе внутриполитическом контексте.

В подходе Москвы к ядерной проблеме Ирана главным является возможное наличие реальных угроз и рисков, но пока нет никаких подтверждений того, что Иран нарушает режим нераспространения, сказал Лавров.На тему российско-иранского скандала сегодня в прессе появились две яркие статьи. Это публикации в «Коммерсанте» и в газете «Ведомости». «Иран оставил Россию с нотой», статья под таким названием появилась сегодня в «Коммерсанте». Ее автор - Наргиз Асадова. Со ссылкой на официального представителя иранского МИДа, она пишет, что в Тегеране, оказывается, готовы рассмотреть различные предложения, в том числе и от Кремля, но только в том случае, если эти проекты будут предусматривать право Ирана на обогащение урана на его собственной территории. Сейчас же Тегеран готовится продолжить переговоры о ядерной программе с Европейской тройкой. Как отмечает газета, такие замечания иранского МИДа должны стать еще большим ударом для российских властей, чем заявление о том, что Тегеран не получал никаких предложений от Москвы.

Ведь после ноябрьского заседания МАГАТЭ за Россией закрепилась роль единственного посредника, который способен решить иранскую ядерную проблему мирным путем. В связи с этим, издание акцентирует внимание на том, это уже не первый раз, когда Иран компрометирует своего партнера. Точно таким же образом он недавно поступил и с Европейским союзом. Два года назад Франция, Германия и Великобритания договорились с Тегераном о том, что они не допустят попадания иранского досье в Совет безопасности, что обернулось бы Тегерану большими проблемами. Более того, разработают для него пакет экономических и политических компенсаций. В ответ на это Иран обещал остановить работу своих ядерных центров, но, во-первых, не спешил это делать, а после выборов президента летом этого года, на которых победил ультраконсерватор Махмуд Ахмади-Нежад, вообще отказался от каких-либо прежних договоренностей. Тему ирано-российских взаимоотношений продолжает и редакционная статья в Ведомостях.

В отдельный абзац вынесены слова о том, что последние заявления руководства Ирана подтверждают старую истину. Поддержка государства, которое противопоставляет себя мировому сообществу, сулит лишь сиюминутные политические выгоды. Акцент в материале делается на то, что не стоит поддаваться иллюзиям, что лидер такого государства будет выполнять заключенные двусторонние договоры и тем более какие-либо джентельменские соглашения. В случае опасности он легко проигнорирует интересы своего союзника и выставит его на посмешище. К тому же, напоминает газета, Иран никогда и не был для России хорошим партнером.

Например, за последние 60 лет, Россия и Иран так и не смогли договориться о разделе Каспия. Переговоры по иранскому ядерному досье и европейской тройкой пройдут предположительно в конце января следующего года. «Неоднозначная позиция Ирана по предложению России построить на ее территории завод по обогащению Ирана во многом объясняется радикальными настроениями президента урана», - такое мнение в эфире нашей радиостанции высказала заведующая сектором института востоковедения РАН Ирина Звягельская. Однако, как считает Ирина Звягельская, все это не означает, что предложение России в принципе неприемлемо для Ирана.