В погоне за длинным рублем

19 декабря 2005 в 16:02
В погоне за длинным рублем
Для Путина это лишь очередной маленький шаг, а для Запада – гигантский скачок к коррупции. Всего лишь через несколько дней после того, как он был вытеснен с должности канцлера Германии, Герхард Шредер дал понять, что он не пополнит большую армию безработных, оставленную им по итогам пребывания на посту канцлера. На прошлой неделе он занял высокую должность в российском энергетическом гиганте "Газпром", в компании, которая управляет сомнительным проектом газопровода – проекта, в поддержку которого активно выступал Шредер, находясь на посту канцлера.

Сомнительность этого назначения и скорость, с которой оно было сделано, заставляет многих задаваться вопросом, допустил ли Шредер злоупотребление служебным положением, поддерживая проект газопровода. Ведь это произошло в то время, когда в ходе предвыборной битвы Шредера и Ангелы Меркель опросы общественного мнения показывали низкий рейтинг популярности Шредера. Но будущее место работы для Шредера готовилось заранее, напоминая хорошо организованную операцию.

Маттиас Варниг, глава российского отделения Dresdner Bank, в августе заключил сделку по покупке 33% акций "Газпромбанка". (Dresdner Bank также помог Кремлю "подобрать кости" нефтяной компании ЮКОС, которую возглавлял Михаил Ходорковский, сейчас отбывающий срок в сибирской колонии.) Затем Варнига назначили на высокую должность в консорциуме "Северо-Европейский газопровод", и в итоге все было подготовлено для перехода в СЕГ Шредера. Эта сделка показала, что все они – одна "семья". Дело в том, что Варниг был шпионом тайной полиции ГДР "Штази" в то время, когда Путин руководил агентами КГБ в Дрездене. Между тем сам Путин говорил: нет такого понятия, как бывший агент КГБ.

В реальности оказалось, что самых влиятельных политиков и бизнесменов Германии можно купить таким же образом, как российский олигарх может купить аристократическое поместье в Баварии с целью попасть в высшее общество. А если посмотреть на ситуацию шире, мы увидим, каким образом Путин поставил энергетические ресурсы нации на службу своей правящей клике, которая стерла границы между государственной и частной собственностью. Управляет ли государство "Газпромом" или же "Газпром" управляет государством? Путин сделал приоритетом дальнейшее усиление порочной связи между внутри- и внешнеполитическими целями своего режима и компанией "Газпром", обеспечивающей большую часть поставок природного газа в Центральную и Восточную Европу. "Газпром" – это не компания, которой управляет государство, это – само государство.

Председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев недавно был назначен первым вице-премьером российского правительства, в то время как заместитель главы администрации президента Игорь Сечин управляет другим энергетическим голиафом – "Роснефтью". Но не только по этой причине вряд ли будет проводиться расследование захвата "Роснефтью" главного актива ЮКОСа – компании "Юганскнефтегаз" – на фиктивном аукционе год назад. Воспринимая понятие "семьи" в буквальном смысле, дочь Сечина вышла замуж за сына генерального прокурора Владимира Устинова. Так что Шредер переходит не в компанию, он переходит в путинскую администрацию.

Страна Шредера и его социал-демократическая партия должны вынести ему порицание за то, что он запятнал их, согласившись на новую должность. Шредер – это та цена, за которую "Газпром" и Путин покупают легитимность в глазах Запада. Выведя "Газпром" на открытый рынок и назначив на высокие посты в компании выдающихся иностранных деятелей, Путин также создает себе запасной аэродром на случай, если ситуация в России будет развиваться для него неблагоприятно. После многих лет участия в темных делах Путин и его близкие друзья не могут себе позволить потерять контроль над ситуацией и идти на риск обнародования их нарушений. Поэтому сейчас они пытаются разделить с другими как активы предприятия, так и степень вины. Под разговоры о необходимости защитить Россию от тлетворного влияния Запада эти выходцы из КГБ вовсю используют капиталистические трюки – такие как диверсифицирование портфеля ценных бумаг во времена неопределенности.

Эти сделки также дают Кремлю неоценимую помощь в плане пропаганды. За границей Кремль будет трубить о том, что он сменил курс. В то же время в России государственные средства массовой информации представят эти сделки как пример того, что Западу нужны только деньги и нефть. Все тоталитарные режимы любят говорить своим гражданам, что, невзирая на заявления о демократии и правах человека, американцы и западноевропейцы – такие же коррумпированные, как и их лидеры. Это наносит огромный урон продемократическим силам в России, когда бывший лидер третьей в мире индустриальной державы с энтузиазмом вступает в союз с авторитарными головорезами. Использование энергоресурсов как политического оружия – это уже опробованная тактика, и "Газпром", прикрываясь именами известных западных деятелей, будет действовать с еще большей безнаказанностью.

Потерпев провал в попытке привести к власти на Украине еще одного кремлевского бездельника, "Газпром" сейчас увеличил в четыре раза цены на отпускаемый Украине газ. Последней угрозой "Газпрома" было полностью прекратить зимой поставки газа на Украину, если Киев не подчинится воле России. Грузия и страны Балтии получили подобное предупреждение: или следуйте политической линии Кремля, или готовьтесь к долгой, холодной зиме. Называйте это новой "холодной войной".

В то время, когда общественность негодовала по поводу назначения Шредера на новую должность, в Москву прибыл еще один претендент на собеседование в отделе кадров. В российской прессе муссируются слухи о том, что Дональд Эванс, бывший министр торговли США и старый, любимый друг Джорджа Буша, на недавней встрече с Владимиром Путиным получил предложение занять должность председателя совета директоров компании "Роснефть". Представители российской власти стремятся замести следы перед предстоящим масштабным IPO, которое запланировано на 2006 год, и подыскивают известного деятеля, который станет лицом "Роснефти", дабы утихомирить опасения Запада. Заняв такую должность, Эванс обеспечил бы грязным кремлевским сделкам негласное одобрение со стороны администрации президента Буша.

Такова новейшая стратегия Кремля – кооптировать западные нации в свои преступления, сделав их соучастниками и тем самым заставив замолчать. Ведь, когда виновны все, виноватых как бы и нет. Мы видели ту цену, которую пришлось заплатить за проведение политики, когда старались не замечать злоупотреблений по отношению к гражданским свободам, а также нарушений, допущенных в Чечне. Сейчас западных лидеров будет удерживать от критики не только стремление заглушить свою совесть, но и состояние их банковских счетов.

Нефть, газ, политика, запугивание и репрессии – все смешано там, где рука руку моет. Когда Путин и его друзья будут свергнуты и в России появятся независимые суды, Шредер и другие иностранцы, погнавшиеся за длинным рублем, могут обнаружить, что отстирать нефтяные пятна крайне трудно. Прочь, проклятые пятна!

Гарри Каспаров, постоянный автор статей Wall Street Journal, является председателем "Комитета-2008: свободный выбор" и лидером российской общественной организации "Объединенный гражданский фронт"

Wall Street Journal
Инопресса


© Kavkazcenter.com 2020