Перед немцами предстал подлинный образ Шредера. Германия в шоке

15 декабря 2005 в 11:10
Немцы пребывают в шоке от решения своего бывшего канцлера, который согласился занять пост председателя контролируемого «Газпромом» консорциума по постройке Балтийского газопровода за солидный заработок. Шредеру следовало знать об этом заранее. Его вряд ли можно назвать наивным. Этот пост столь очевидно одиозный, что его занятие неизбежно будет сочтено провокацией, особенно в сравнении с его более скромной ролью советника в швейцарской медиакомпании.

И действительно, согласие занять эту должность – и особенно в предприятии, которое Шредер с такой готовностью поддержал – вызвало бы противоречия даже в том случае, если бы он занял ее через два или три года, а не сразу же после ухода из власти. Известные общественные фигуры безусловно обязаны находиться на высоком моральном уровне после ухода из власти и начала работы в частном секторе, пишет The Financial Times, перевод которой публикует сайт Inopressa.ru.

Американская The Washington Post пишет, что даже в Вашингтоне, городе, населенном лоббистами, которые в свое время занимали политические посты, и правительственными чиновниками, которые в прошлом были лоббистами, сложно понять до конца историю Герхарда Шредера. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Когда еще был жив Советский Союз, его политики имели обыкновение заманивать избранных представителей западных элит особыми привилегиями, чтобы в итоге использовать их в собственных целях. Федеративная Республика Германия, ее интеллигенция и политики становились – и зачастую небезуспешно – целью этой политики. Российский президент Владимир Путин очень хорошо знаком с этими методами и умеет применять их на практике. И Шредер не впервые показал, как пишет Der Tagesspiegel, что с автократом ему легче найти взаимопонимание, чем с демократами.

Даже тот факт, что подводный проект обойдется существенно дороже, чем наземный, Шредера нисколько не насторожил. И то, что российский президент при выборе маршрута газопровода может преследовать политические цели, очевидно, прошло совершенно мимо понимания Шредера. Американская газета The Washington Post еще более резко выразилась в адрес бывшего канцлера, назвав поведение Шредера политическим предательством.

Такого рода поведения мы, как ни печально, привыкли ожидать от некоторых представителей конгресса США, пишет газета. Когда законодатель оставляет свою работу, покидает пост председателя парламентского комитета и начинает работать на компанию, сфера деятельности которой в прошлом входила в его юрисдикцию, – это одно. А когда канцлер Германии – одной из крупнейших экономик мира – оставляет должность и начинает работать на компанию, контролируемую российским правительством, компанию, которая участвует в постройке газопровода через Балтийское море, за который он ратовал, будучи у власти, – это совсем другое.

В другой статье Tagesspiegel пишет, что было бы интересно получить ответы на такие вопросы: с какого момента Шредер знал, что он получит эту интересную работу и оказывало ли это влияние на его политические решения, начиная с назначения новых выборов; каков размер зарплаты. Гельмут Коль, к примеру, в течение многих лет получал от бывшего медиамагната Кирха шестизначные суммы.