Встреча с Представителем UNHCR в Словакии

Встреча с Представителем UNHCR в Словакии

«Группа Действия» встретилась с Представителем Верховного Комиссара ООН в Словакии господином Пьерфранческо Мария Натта по поводу критической ситуации с беженцами из Чечни в этой стране.

 

С 1992 года в Словакии зарегистрировано 47 637 просителей убежища, из них 574 человека получили статус беженца, что составляет только 1,8 процента из общего числа. В прошлом году было предоставлено 11 статусов, и только один человек из Чечни получил убежище.

 

- Чеченские беженцы несерьезно относятся к процедуре запроса убежища в Словакии. Власти тоже убеждены, что эта категория беженцев использует страну как транзитную зону и, соответственно не делают попыток разобраться по существу с заявлениями беженцев из Чечни – с сожалением отмечает господин Натта.

 

Беженцы, запросившие убежище в Словакии, как правило, это те, кто перешел границу со стороны Украины или перебрались из Польши. Из тех 915 беженцев из постсоветских стран, зарегистрированных в 2005 году, конечно, 95 процентов составляют чеченцы, лишенные возможности получать визы в европейских консульствах в России, как все остальные, и не имеющие понятия о том, что с мая 2004 года миграционная политика ЕС претерпела существенные изменения, и они не смогут перебраться в западные страны, как раньше.

 

Когда беженцы сталкиваются с этой проблемой, некоторые из них отказываются подписывать просьбу об убежище в Словакии, так как после этого, в соответствии с новым законом, ни одна другая страна не может их принять.

 

- Не подписавшие просьбу об убежище сразу переходят в категорию иностранцев, незаконно переступивших государственную границу Словакии, и в отношении них перестают действовать европейские законы и соглашения по приему беженцев, – продолжает господин Натта. – Но мы не можем допустить, чтобы в отношении этих людей переставали действовать законы, защищающие их человеческие права.

 

На вопрос, знает ли господин Представитель, что сегодня Дублинская Конвенция действует против чеченцев, он возражает:

 

- На территорию Словакии без виз проходят не только чеченцы, но и вьетнамцы, китайцы, афганцы, индийцы. И Дублинская Конвенция одинаково действует в отношении всех этих групп.

 

- Но, согласитесь, в основном, все эти этнические группы приходят со стороны России, и, если бы они просили визу в европейском консульстве в своей стране, вряд ли получали отказ. Россия сегодня стала поставщиком азиатских нелегалов в Европу и к тому же влияет на консульства иностранных государств на своей территории, не рекомендуя им открывать визы этническим чеченцам!

 

- Конечно же, это несправедливо, что Дублинская Конвенция регулирует потоки беженцев в приграничных странах, как Словакия, Чехия и Польша. Это слабые страны и они неспособны стать буферной зоной для запада Европы. Отсутствие условий для содержания беженцев, бюрократия стимулируют людей к незаконным действиям, т.е. нелегальному переходу границы.

 

- Какая же альтернатива, на ваш взгляд?

 

- Сегодня уже есть решение, что беженцев из Чечни не будут депортировать в Россию, если они даже не попросили убежище в Словакии и, соответственно становятся иностранцами, нарушившими границу другого государства. Словакия будет перемещать их в лагеря на территории Украины. Два лагеря будут принимать тех, кто не просил убежище, а два других – тех, которым Словакия отказала в политическом убежище. Один из таких центров уже действует в Одессе, другой начнет работу в Мукачево близ Ужгорода.

 

- Известна ли вам ситуация с чеченскими беженцами в тюрьме города Сычевцы?

 

- Да, я знаком с этой ситуацией. Как я уже и говорил, в таких заведениях находятся иностранцы, перешедшие границу Словакии и не просившие убежище. Как правило, они должны находиться там до шести месяцев. Правила приема беженцев на них не распространяются, но и их любые другие права не должны нарушаться. Наши работники каждую неделю посещают Сычевцы, Медведово, Апатово, где находятся такие учреждения, и принимают от желающих заявления об убежище, что способствует их переводу в центры для беженцев. Мы знаем так же, что на территории этих учреждений используют собак, но министерство объясняет это агрессивностью заключенных. Мы пытаемся что-то изменить, мы понимаем, что агрессивность может возникнуть от непонимания, что происходит, оттого, что у людей на руках нет документов с решением суда, и они не знают, сколько времени им нужно находиться там.

 

- Что вы можете сделать для тех чеченцев, которые находятся сегодня в учреждениях для иностранцев? Эти люди стали жертвами нарушения их права в получении легальных проездных документов в своей стране, и незнания новых миграционных законов. Будучи жертвами античеченской российской государственной политики, вместо защиты, которую они ищут в Европе, они получают новые страдания, от которых им очень трудно оправиться. Скоро наступают рождественские праздники, и чиновники уйдут на каникулы. Неужели чеченские дети не заслужили лучшего к себе отношения хотя бы в Европе?

 

- Мы ведем переговоры с МВД, с просьбой убрать собак, и мы постараемся перевести чеченцев в центры для беженцев. Чтобы впредь не допускать такие случаи, уже на границе нужно различать беженцев и эмигрантов. Наша организация считает, что система приема беженцев должна быть одинаковой во всех 25 странах ЕС, она должна соответствовать единым нормам. Человек, получивший убежище в одной стране, должен получить право проживать в любой из стран, где он считает приемлемым для него. Именно тогда и перестанет действовать Дублинская Конвенция, бессмысленность которой очевидна уже сегодня.

 

«Группа Действия» поблагодарила господина Натту за беседу и предложила издать буклет с объяснением новой миграционной политики ЕС и с различными ситуациями, которые могут возникнуть в отношении тех, кто ступает на территорию Словакии, и вручать на границе всем тем, кто переходит границу.

 

Пресс-служба Департамента по связям с Вайнахской диаспорой

Чеченпресс

© Kavkazcenter.com 2020