«Исследования» на чеченцах в Австрии

18 октября 2005 в 00:19
«Исследования» на чеченцах в Австрии

Как сообщила венская газета "Ди прессе", в Клагенфурте (Австрия) группа местных специалистов-психологов проводит исследования «посттравматических синдромов» на представителях «незападных культур». Такие исследования на западе проводились до этого только в США на ветеранах вьетнамской войны. Однако ветераны - представители «западной культуры», а чеченцы нет. Восприятие пыток и их психологические последствия у них другие. Для исследования была отобрана группа из 150 безропотных беженцев (будешь роптать, вышлют). Основная группа среди них - чеченцы, 50 человек. Остальные - афганцы и негры из западной Африки. Об этом «КЦ» уже сообщало.

 

В этих опытах лучше всего показали себя чеченцы. Они чувствовали себя, «напряженно», афганцы ощущали депрессию, а у негров было чувство, что «их голова залита водой».

 

Опыты на чеченцах ставят собой не только медико-научные, но и полицейские цели. Они должны помочь разработать полицейский тесты для «фильтрации» мухажиров, а также выяснить, какую «нагрузку» способны выдержать мусульмане, которые в отличие от представителей «западной культуры» воспринимают пытки как «неотвратимую судьбу».

 

Очевидно, что в этой связи чеченскому МИДу и представителям Чечни в Австрии следовало бы заинтересоваться данным фактом и разобраться, что за опыты проводятся над гражданами ЧРИ.

 

Разобраться, безусловно, надо. Как известно, Австрия была единственной страной Евросоюза, которая не подписала полностью Дублинское соглашение. Согласно этому соглашению, чеченские мухажиры, как и любые другие беженцы, имеют право подавать на политическое убежище только в той стране, куда они попали первыми из "внешнего", неевросоюзного мира. То есть если чеченец из России или Украины сначала въехал в Польшу или Словакию, то на убежище он может подать только в этих странах Евросоюза. Во всех других документы у него просто не примут.

 

Естественно, что подать не убежище не означает его получить. Большинство беженцев в Польше и Словакии его и не получают. Таковы теперь правила Евросоюза по Дублинскому соглашению.  Австрия сделала исключение, но только до конца года, в отношение беженцев, имевших "травматический опыт", то есть тех беженцев, которые в своих странах подверглись насилию или пыткам. Многие очень удивлялись, почему Австрия оказалась такой "сердобольной". Ведь теперь беженцы с подобным неприятным опытом в прошлом нахлынули в Австрию из Польши, Словакии, Литвы и даже из других стран Западной Европы, где им "не светит" получение убежища.

 

В чем была причина оговорки Австрии в отношении Дублинского соглашения? Клагенфуртские исследования (Клагенфурт- столица австрийской провинции Каринтия на  юге Австрии на границе с Италией) заставляют усомниться, что Австрия сделала эту оговорку в Дублинском соглашении по доброте душевной. Теперь есть все основания предполагать, что "травмированных" беженцев специально зазывали в Австрию как подопытный материал. Исследования, видимо, будут завершены до конца года, поэтому "травмированные" в новом году Австрии не нужны. Тут все понятно.

 

Понятен и выбор провинциального Клагенфурта (500 км на юг от Вены, для Австрии это много, это на другом конце страны) в качестве места "исследований". В Вене такими "исследованиями" могли бы заинтересоваться, пусть чисто теоретически, какие-то правозащитные организации. В Клагенфурте таковых организаций просто нет, зато есть местный, самый новый по времени в Австрии, университет, ученые в котором нуждаются в мировой славе.

 

Что же это за исследования? Сразу оговорюсь, что они чисто психологические. Никаким новым физическим пыткам чеченцы не подвергаются. Согласно той же газете, "исследуемым" раздают обширные анкеты c подробнейшими вопросами по пережитым им пыткам и насилию, а затем на основании ответов на эти вопросы проводятся "беседы". Что за беседы, естественно, не сообщается. В ходе любой "беседы" врач психолог, задавая вопросы, обязательно смотрит и проверяет реакцию на них "собеседника". На то он и психолог, такова суть этой области медицины.  Ничего другого в психологии нет. Это не физиология. Именно в регистрировании этой реакции и состоят опыты на чеченцах. А эта реакция обязательно регистрируется. Иначе нет смысла проводить такие исследования. В газете эти "тонкости", конечно, не разъясняются, но любой грамотный человек их понимает без всяких разъяснений.

 

На мой "старомодный" взгляд, чеченцев подвергают в ходе этого исследования психологическим пыткам. Человеческие нормы поведения во всех странах и у всех народов категорически запрещают напоминать людям о неприятных переживаниях в прошлом. Категорически нельзя расспрашивать, например, людей о пережитом ими насилии над собой или пытках, или любом другом крайне неприятном для человека событии в прошлом.

 

ВРЕМЯ - ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО, звучит та же мысль в народной мудрости. Мудрость эта тысячелетняя, получена на основании векового опыта и представляет собой "традиционисткий подход". Все, конечно, индивидуально. Если сам человек хочет "выговорится" и считает, что это ему поможет, то тогда с ним очень деликатно можно обсуждать его прошлое. Но такие случаи крайне редки. Если бы чеченцы в Клагенфуоте хотели бы САМИ выговориться, то они бы это давно сделали.

 

Зная интерес западных газет к "жареным" материалам, можно смело утверждать, что рассказы чеченцев об их пытках русскими палачами с превеликим удовольствием напечатала бы любая австрийская или любая западная газета. А если продать "свою историю" подобного плана западным иллюстрированным журналам (адреса венских бюро которых можно найти в телефонной книге, которая лежит в каждой телефонной будке), то гонорар составил бы порядка 10000 евро и выше (журналы типа "Шпигеля" или "Штерна"). 

 

Таких рассказов в журналах и газетах нет. Ни в одной. Значит, чеченцы не хотят говорить посторонним людям о таких вещах и "психологи" их заставляют это делать, пусть даже не прямо. Но совершенно бесплатно, в отличие от газет и журналов. Там было бы за деньги и добровольно. Тут за бесплатно и принудительно.

 

Напомним, что подопытные чеченцы подали документы на убежище в Австрии именно как "травмированные". Чеченцы поэтому имеют все основания справедливо полагать, что если они откажутся от участия в этих исследованиях, то им откажут в политическом убежище и вышлют из страны. Мы имеем, говоря юридическим языком, типичный случай "принуждения" к совершению тех действий, которые человек сам по себе, по доброй воле совершать не хочет.

 

В австрийском уголовном кодексе на этот случай есть соответствующая статья. Естественно, применять ее к "ученым психологам" никто не будет, и не только потому, что данное принуждение не носит четко выраженного прямого характера, но и по другой, чисто медицинско-политической причине.

 

Современная медицина отвергает тысячелетний опыт человечества, выраженный в формуле "время - лучшее лекарство" и руководствуется фрейдисткой лженаукой, согласно которой "надо дать выговариваться". Возможно, что постулат Фрейда приемлем для определенной контингента людей. Однако то, что может быть подходит для некоторых людей, например для соплеменников Фрейда, совершенно не подходит для других народов, тем более не относящихся к "европейской культуре". Что и доказывают сами клагенфуртские опыты. Поэтому, ещё раз повторяю, в Клагенфурте, по моему мнению, на чеченцах не только ставятся психологические опыты, но их также, в принудительном порядке,  подвергают  психологическим пыткам.

 

Дмитрий Орлов,

для «Кавказ-Центра»