Атака на Нальчик стала очередным шагом на пути реализации объявленного чеченскими повстанцами плана о превращении всего Северного Кавказа, от Каспийского моря до Черного моря, в пылающий костер войны.
Два года назад президент Путин заявил об окончании войны в Чечне после десятилетия вооруженного противостояния между федеральными силами и повстанцами-сепаратистами. Однако после этого насилие в Чечне не только продолжалось - оно неуклонно распространялось и на другие регионы.
Сейчас Кремль сталкивается с перспективой полномасштабной партизанской войны в семи северокавказских республиках России. Это означает не только то, что Россия утратила контроль над своими южными границами. Один из самых жестоких в мире конфликтов еще ближе подходит к границам Европейского Союза и начинает угрожать планам Запада по использованию нефтяных и газовых месторождений каспийского региона.
Маша Липман (Masha Lipman) из московского Центра Карнеги говорит: 'Это постепенно перерастает рамки внутренней проблемы. Чем очевиднее становится неспособность Москвы контролировать обстановку на Северном Кавказе, тем больше появляется оснований задать ряд вопросов о политике Кремля в данном регионе и потребовать дать на них ответы'.
Россия называет этот конфликт частью масштабной войны с терроризмом, возлагая вину на исламских экстремистов, связанных с Аль-Каидой. Однако специалисты по данному региону говорят о том, что насилие там вызвано недовольством населения коррумпированными местными руководителями, которых поддерживает Кремль, а также неуклюжими и жесткими действиями по искоренению исламского экстремизма.
Ярким примером тому служит Кабардино-Балкария. Население республики, составляющее 800000 человек, преимущественно мусульманское, однако оно не выступало против правления России. Около 50 процентов составляют кабардинцы и 10 процентов балкарцы. Еще 30 процентов представлено этническими русскими. Во время второй мировой войны Сталин обвинил балкарцев в пособничестве фашистам и депортировал их в Среднюю Азию вместе с чеченцами и ингушами. Часть балкарцев выступила за отделение от России и, по слухам, укрывает чеченских повстанцев в горных районах, которые не контролируются властями.
Однако главная проблема состоит в том, что данный регион один из самых бедных и коррумпированных в России. Напряженность в республике усилилась в связи с притоком беженцев из Чечни и Ингушетии.
Ситуация взорвалась в декабре, когда вооруженные боевики напали на региональное отделение федерального агентства по борьбе с наркотиками в Нальчике, убив четверых сотрудников и разграбив оружейный арсенал. Силовые структуры ответили на это проведением операции по зачистке Нальчика с использованием бронетехники. Они арестовали руководителей местной исламской общины, убили нескольких боевиков и местных жителей. После этого республиканские власти закрыли все мечети, оставив лишь одну.
Вчерашнее нападение на Нальчик окончательно подтвердило, что меры, принятые Кремлем в ответ на захват школы в Беслане, не дали результата. Эти меры включали назначение региональных руководителей президентом вместо их избрания на выборах.
Путин в сентябре назначил президентом Кабардино-Балкарии известного местного бизнесмена Арсена Канокова, сменившего на посту тяжело больного руководителя республики Валерия Кокова, который находился у власти много лет. Кремль также приказал местным властям усилить контроль на границах и ужесточить борьбу с коррупцией и экстремистской деятельностью. Но все эти меры не помогли предотвратить вчерашнее нападение, которое произошло среди бела дня с участием десятков мятежников.
'Это было совсем не похоже на взрывы в лондонском метро, где террористы появились из ниоткуда. Это была мощная военная операция, проведенная в районе, кишащем российскими спецподразделениями', - сказала Маша Липман.
The Times, Великобритания