Нападение вооруженных группировок на государственные организации в северокавказской республике Кабардино-Балкарии не было неожиданным. Уже на протяжении многих лет в республике творятся беспорядки, но Москва не хочет видеть тревожные знаки. Нарастающий конфликт между правительством республики и радикальными исламистами является одним из следствий чеченской войны, в которую были вовлечены почти все соседние мусульманские кавказские республики. Однако только войной нельзя объяснить, почему многие молодые люди в регионе обращаются к радикальным и военизированным группировкам.
Кабардино-Балкария – один из самых бедных регионов России. Уже 15 лет республикой управляет клан, который претворяет свои политические и экономические интересы в жизнь брутальным образом. Власти в Нальчике запугивают инакомыслящих, наблюдают и шпионят за ними. При этом режим использует борьбу с терроризмом, провозглашенную Кремлем, в собственных интересах. Как и во всех других кавказских республиках, здесь тесно переплетены между собой политика, бизнес и преступления маленькой промосковской кучки руководителей.
Еще несколько лет назад в регионе не было воинствующего фундаментализма. Это коррумпированные политики сделали радикализм привлекательным для молодых людей. Мечети и места собраний были закрыты, и молодежь была вынуждена уйти в подполье. В Нальчике ходят списки с именами предполагаемых экстремистов, которых преследуют и притесняют. Иногда достаточно просто быть правоверным мусульманином, чтобы попасть в черный список. Жестокость служб безопасности мало чем отличается от действий российской армии в Чечне.
Причины, которые заставляют молодых людей вступать в военизированные группировки, по крайней мере, можно понять, так как в России из-за враждебного отношения к кавказцам им не на что рассчитывать. Россия сама взращивает терроризм и нередко делает это сознательно.