Только что опубликованная в США книга профессора социологии в Северо-западном университет в Чикаго Георгия Дерлугяна "Тайный почитатель Бордье на Кавказе: мировая системная биография", рассказывается об одном из первых активистов национального движения в Кабардино-Балкарии Мусы Шаниба (он же Юрий Шанибов). В 1992 году он, бывший поклонник Андрея Сахарова, будучи избранным в 1989 году одним из главой антикоммунистической Ассамблеи горских народов Кавказа, привел в Абхазию группу волонтеров, а потом фактически уступил власть в Кабардино-Балкарии бывшим коммунистам.
В книге говорится о том, что запад сделал неправильную ставку в России в связи с перестройкой. Запад ставил тогда на настроенную прозападно интеллигенцию, но упустил из виду коммунистическую номенклатуру, которая сохранила свою власть и "перевела административный капитал в коммерческий", как это тактично сформулирован Дерлугян.
В будущем Дерлюгян советует западу делать ставку на другой социальный класс, так называемых "субпролетариев". "Это лишенные своих сельских корней люди, которые работают на себя, не принадлежат ни городу, ни селу, люди, ставшие сырьевым материалам для многих конфликтов на Кавказе".
В связи с этим, автор данной статьи, Томас де Ваал из лондонского Института репортажей о войне и мире, вспомнил, как в 1994 году одна преподавательница в Грозном (ныне Джохаре), увидя чеченских бойцов в начале войны, сказала ему: "Они все были моими самыми худшими студентами". (Видимо, она преподавала марксизм-ленинизм - КЦ).
"Сейчас, за исключением Чечни, по всему Северному Кавказу у власти бывшие коммунисты, они владеют заводами и роскошными виллами и стоят во главе огромных кланов. Цена этому пугающая. Члены маргинализированного субпролетариата, презираемые и лишенные почти всех преимуществ, которое может дать современное государство, разочарованы в национализме".
В ресторане для элиты с накрахмаленными салфетками в Нальчике, "самом депрессивном городе России", куда пригласил де Ваала в январе 2005 года во время поездки англичанина на Кавказ ведущий ныне частную жизнь Шаниб, и в котором он смотрится "не у места", он признался, что он сейчас в Кабарде он никого не может увлечь национализмом.