Чеченские расклады в планах запада

13 октября 2005 в 00:50
Чеченские расклады в планах запада

В интервью зарегистрированному в Грузии американскому сайту Caucaz известный французский политолог Франции Лоран Винатье, представленный сайтом, как "специалист по чеченскому вопросу и докторант Института политических исследований в Париже", ответил на ряд вопросов редакции о чеченской диаспоре и вовлечении ее в планы запада в отношении Чечни.

 

Сразу же необходимо отметить, что уровень "специалиста по Чечне" в среднем гораздо ниже уровня любого постоянного автора чеченских сайтов. Но Винатье интересует нас не своим "уровнем", а тем, кого он представляет.

 

Как известно, Институт политических исследований в Париже является "кузницей"  руководящих кадров политического масонства во Франции и, естественно, в Евросоюзе в целом. Поэтому высказываемые Винатье идеи и планы - это идеи и планы руководства стран Евросоюза и в определенной степени также очень влиятельных кругов в США (скорее, демократов). Впрочем, отношение США к Исламскому государству ЧРИ уже нашло свое отражение в речи Буша от 6 октября по "международному терроризму".

 

Итак, интервью Винатье.

 

В самом начале своего интервью Винатье отметил, что убийство русскими Масхадова сильно отразилось на чеченцах заграницей. В Турции, по его словам, "до марта 2005 года наблюдалось сильное разделение между промасхадовцами и группой, которая поддерживала других чеченских лидеров (называются Гелаев, Яндарбиев и др.) Эта группа внешне поддерживала Масхадова, и, во всяком случае, от нее можно было ожидать быстрых компромиссов относительно мира в Чечне. Сегодня это разделение четко не просматривается. В Турции эта группа исчезла из поля зрения. Однако в Европе чеченцы пытаются воскресить эту идею, то есть создать чеченскую политическую форму, отличную от организованного сопротивления вокруг Масхадова.

 

Эти инициативы начинают проявляться в Страсбурге из среды нескольких чеченских представителей, а также в Германии (в Германии сейчас сильная чеченская община, около 10 000 чеченцев, как во Франции. Всего в Европе 50 000-60 000), через чеченцев, которые намереваются организовать чеченскую диаспору и ориентироваться на чеченцев Москвы.

 

Далее Винатье заявил, что чеченская диаспора в Европе надеяться добиться политического веса, но при условии организации и получения более сильной легитимности. В любом случае диаспора в Европе все ещё очень сильно разделена. Чеченцы, которые живут сегодня во Франции, Германии или Бельгии, до сих пор вынуждены думать только о своём выживании. Что касается редких чеченских инициатив к организации, то они ставят целью в основном оказание помощи новоприбывшим беженцам.

 

Все ещё остается непройденным этап структуализированной диаспоры, несмотря на то, что некоторые лица в диаспоре пытаются это сделать. В настоящее время единственные заметные инициативы прокручиваются вокруг лиц, которые желают войти в контакт с другими сетями или получить политическую поддержку от старых признанных чеченских лидеров". 

 

Отвечая на вопрос о том, потеряли ли доверие некоторые "эмиссары" Масхадова в Европе, Винатье ответил::

 

"Сейчас трудно сказать. Большинство министров Масхадова, включая Умара Ханбиева, были снова введены в кабинет Аблула-Халима Садулаева и подчинены вице-премьеру, коим является не кто иной, как радикальный военный руководитель Басаев. Диапазон их политических выступлений в Европе сейчас уменьшается, а их позиция в качестве лоббистов была сильно урезана. Если они все ещё легитимны в отношении Чечни, они уже не заслуживают доверия со стороны европейцев как витрины чеченского Сопротивления в Европе. Как бы там ни было, этот вопрос в данном контексте уже не возникает, потому что в Чечне Сопротивления в политическом смысле больше нет. По крайней мере, оно существует в такой сильно радикализированной форме, что более не может быть партнером для переговоров. Ни Европа, ни Кремль не могли этого не заметить, тем более, что оно является однородным и защищает когерентный проект - проект политического Ислама. Отныне оно не является жизнеспособным партнером. Как и его контактные точки в Европе.

 

В отличие от этого, чеченская диаспора в Москве основывается на других сетях, удаленных от Басаева и Масхадова.  Она имеет другую историю. Взять, например, семью Завгаева, она происходит с севера Чечни и основывается на других сетях, чем юг, которые политически и исторически всегда были  более независимым. Это не означает, что у Басаева нет своей сети в Москве, несмотря на то, что существует тенденция ее преувеличивать. Так как, если в Москве и есть ваххабитские группы, то они не имеют политического веса".

 

Далее Винадье останавливается на так называемой "чеченской диаспоре в Москве" и сообщает, что она не поддерживает политику Кремля в Чечне, Кадырова и Алханова, что у нее собственные люди и собственные интересы и что там постоянно идёт грызня. Самому "специалисту по Чечне" больше всего импонирует "москвич" Майлик Сайдуллаев.

 

Согласно плану, проталкиваемому сим "специалистом" и теми, кто за ним стоит, предусматривается объединить "московскую диаспору" типа Малика Сайдуллаева с чеченской диаспорой на западе, "чтобы сильнее лоббировать в отношении Кремля, в целях смягчить или изменить русскую политику в Чечне". По мнению группировки Винатье, "это будет альтернативой ситуации, которая в настоящее время блокирована".

 

Далее Винатье сообщает, что "об этом никто открыто не говорит в диаспоре, но этот альянс будет интересным".

 

Ставшие прозападными, видимо, по принципу "крысы бегут с тонущего корабля", московские чеченцы будет лоббировать в Москве и добиваться там политического веса.  Со своей стороны, чеченская диаспора в Европе в силу своей многочисленности должна придать этому плану должную легитимность и "респектабельность", полностью отсутствующую у "московских чеченцев". Что касается чеченской диаспоры в Турции, Азербайджане и Грузии, то, по мнению, Винатье, "она обречена на смерть, по крайней мере, политическую".

 

Винатье напоминает, что "московские чеченцы" усиленно рвутся к власти в России. В частности, на так называемых "думских выборах" 2003 года было много "кандидатов" из чеченцев, включая  Сайдуллаева и Джабраилова". "Эта стратегия не увенчалась успехом, но она не была оставлена", замечает Винатье. После поражения на "выборах" "московские чеченцы" пересмотрели свои планы.

 

По мнению Винатье, Алханов якобы является ставленником генерала Аслаханова, формального советника Путина по “чеченскому вопросу”.

 

"Это был успех в деле объединения чеченской диаспоры в Москве. Но успех половинчатый, потому что остается Кадыров, который вообще не имеет никакой сети в Москве. "Чеченская диаспора в Москве" представляет собой политические кланы, в первую очередь бизнесменов. Стабилизация на Северном Кавказе им нужна, прежде всего, для того, чтобы там делать деньги. Вторая сеть там - это довоенная диаспора. Это в основном старые коммунисты вокруг "думы". Обе сети широко используют сейчас Ислам для достижения своих целей, хотя религия в их жизни никакой роли не играет. Кроме того, религия им нужна для того, чтобы, представив себя мусульманами, но они по существу стали уже не чеченцами, а москвичами”, считает Винатье.

 

"Московские чеченцы" также внедряются в Чечню в рамках "гуманитарных проектов". "Религия и гуманитарность - два важных мотора". Кроме того, внутри Чечни есть люди, которые "не высовываются" и которые, по мнению, Винатье в свое время послужат для планов запада.

 

"Они не сражались за Басаева и обладают очень сильной легитимностью". Конкретно, Винатье указывает на "бывшего министра обороны Масхадова, и на "близких к Гелаеву лиц".

 

"В любом случае чеченская диаспора в Москве имеет тенденцию к воссозданию своей собственной базы легитимности в смысле гражданского населения, а не в смысле сражающихся лиц (комбаттантов). И это ни в коем случае не маргиналы."

 

Винатье советует подсоединиться к новой коалиции Шамилю Бено, который в марте 2005 года создал "Движение Мусульман России".

 

Это еще не все. У запада есть ещё и другие сторонники победить в Чечне руками "московской диаспоры": Комитет солдатских матерей и либеральные круги. Их тоже подключат вскоре к "проекту". Дата реализации "проекта" - не раньше начала 2008 года, начало "выборной президентской кампании". Но на данный момент происходит "подготовка, организации создание легитимности", сообщает сайт Caukaz.

 

Дмитрий Орлов,

для «Кавказ-Центра»