Распределение ролей на российской информационной сцене тема интересная и поучительная. Однако не об этом речь, хотя затрагиваемый вопрос имеет к этому непосредственное отношение.
В одном из последних выпусков «Новой газеты» появилась очередная подленькая статья о чеченских лидерах. Уже в самом названии статьи - «Тайна уничтожения Масхадова», откровенно выпячивается уничижительный тон и неуважение к президенту Ичкерии.
Автор материала Политковская описывает схему, по которой ФСБ вычислила местонахождение Президента Масхадова. С начала ноября 2004 года Андреас Гросс - член швейцарского парламента и бывший докладчик ПАСЕ по Чечне – не раз приезжал в Москву с целью подготовки т.н. круглого стола по Чечне. Здесь Гросс встречался с сотрудниками администрации президента РФ, которые заверяли его, что «мы дозрели до мира». Затем, уже вернувшись в Европу, Гросс уверял Ахмеда Закаева в правильности предлагаемого пути. В свою очередь, Закаев доводил до Масхадова обещания от кремлевских чиновников. Желая мира для своего народа, Масхадов поверил кремлевским провокаторам и стал активно пользоваться мобильным телефоном, рассылая SMS-сообщения. По активности мобильников и удалось запеленговать место нахождение Президента Масхадова.
Все это очень похоже на правду. Тем более, что Шамиль Басаев первым озвучил факт пеленгации телефонных контактов Масхадова.
И из этого можно сделать следующий вывод: вначале в Кремле было принято убить чеченского Президента, и затем, чтобы вычислить местонахождение Масхадова, ему пообещали мирные переговоры.
Однако Политковская делает информационный перевертыш. Ее слова следует процитировать:
«…он, уставший от войны и постоянного подполья, всеми силами стремился к заключению мира на самых компромиссных условиях, был готов к самым радикальным шагам, шел на них, в доказательство готовности объявил одностороннее прекращение военных действий (14 января и продление — 23 февраля) — то есть всю зиму 2004—2005 годов Масхадов, с одной стороны, вовлекался в кремлевские игры, с другой, стал явно переигрывать Москву в менеджменте мира.
К марту терпеть активность Масхадова стало Москве уже невмоготу. Процесс выходил из-под контроля Гросса, хотя Гросс и сильный человек. Разговоры о «мирных инициативах Масхадова» превратились в постоянную тему в европейских политических гостиных (в Европарламенте, Парламентской ассамблее Совета Европы) — сама их посещала и потому знаю. В высших дипломатических кругах континента Путин стал, как бы отходить на второй план — за ним оказывалась слава «не желающего уступить вопреки здравому смыслу», «ведущего ситуацию к следующему Беслану». Наступил момент, когда стало ясно, что Путин испытывает значительное давление западных лидеров в связи с мирной активностью Масхадова.
О чем тут речь? О том, что ликвидация Масхадова стала прямым результатом его мирных устремлений минувшей зимы. Он подписал себе приговор тем, что перехватил инициативу мира даже на небольшой срок».
В общем, получается, что решение убить Масхадова было принято из-за того, что он переиграл Путина в «менеджменте мира». Но из этого выходит, что если бы Масхадов не переиграл бы Путина в «менеджменте мира», то его бы не убили. Интересно, а для чего же тогда Кремль затеял весь этот спектакль с мирными переговорами? Вопрос без ответа.
Очевидно, что Политковская фантазирует. Но для чего? А для того, чтобы вбить в головы своих читателей следующую мысль - у ФСБ нет приказа ловить чеченских руководителей. (Эта мысль протаскивается практически всеми российскими СМИ - от крайних националистических до ультра демократических и правозащитных, что само по говорит о том, кто формирует информационную политику у «независимых» СМИ РФ)
Вот стал мешать Масхадов Путину (переиграл «менеджменте мира») и тут же поступил приказ убить Масхадова. Вроде раньше Масхадов Путину не мешал, потому приказа не было. И уже из этой мысли бдительный читатель сам сделает вывод, кто на кого работают и чьими агентами являются чеченские руководители.
Спрашивается, для чего чекисты через свою агентуру так усиленно распространяют слухи о том, что чеченские руководители являются агентами ФСБ? А затем, что Путину нужно любой ценой победить чеченский народ в этой жесточайшей войне. А для этого надо расколоть чеченские Вооруженные Силы, посеять взаимное недоверие чеченцев друг к другу. Вот ради этой цели и стараются некоторые демократические журналисты.
Интересно, что чекисты нисколько не смущаются скомпрометировать себя перед русским населением. Просто они прекрасно знают, что русские всегда на стороне тех, у кого власть.
Далее в доказательство своей выдумки «не ловят, потому что нет приказа» - Политковская приводит совершенно идиотскую историю о том, как Шамиль Басаев, несмотря на то, что ЧРИ напичкана под завязку войсками и формированиями коллаборационистов, совершенно один стоял на автобусной остановке (!). Надо думать, что проезжавшие мимо Басаева военные колонны с солдатами дружески махали ему рукой или стыдливо прятали глаза, лишь бы Басаев не почувствовал, что его узнали.
Заканчивает Политковская свою статью фразой: «Басаев и Садулаев ничего и слышать не хотят о мире».
И тут опять возникает вопрос, - зачем лгать?
Вот цитата из интервью Садулаева польской газете: «…я ещё раз повторю, мы не отказываемся от мирного решения проблемы. Хочу лишь сказать, что не будет никакого договора в ущерб интересам чеченцев, с выгодой для русских. Кремль должен знать, что уступок с чеченской стороны больше не будут. Новый договор будет подписан на условиях того, что Россия возместит ущерб, причинённый чеченскому народу в ходе двух войн, что она выведет своих ещё недобитых собак с территории Чечении. Если русские согласятся на эти условия, восстановив статус-кво, встав на позиции, которые они занимали до начала второй войны, тогда и мы согласны на мир. Если они выполнят наши законные требования, мы прислушаемся и к их условиям. А мир, понурив голову или встав на колени, мы больше не предложим и не примем. Это должны понять все, по этому поводу не должно быть двусмысленности».
А вот фрагмент из его интервью радио «Свобода»: «Русско-чеченская война продолжается до сих пор не от того, что руководство Ичкерии не хочет мира, а от того, что этого не хочет руководство России».
Теперь цитата из интервью Басаева данное в интервью Шведскому Телеграфному Агентству «ТТ»: «Переговоры - это логическое завершение любой войны. И наш Президент Шейх Абдул-Халим заявил, что он открыт для диалога и готов обсуждать любые мирные инициативы, но он никогда не будет сам просить мира. Этот подход я поддерживаю и сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь ему в установлении справедливого мира и стабильности, если это не будет противоречить законам Всевышнего».
Так для чего же лгать и кто приказал журналистки это делать?
Стоит также вспомнить об еще одном моменте. В заявлении от 30 августа Шамиль Басаев рассказал о том, как готовилась акция в Беслане. Оказывается, спецслужбы подослали к моджахедам агента Ходова. По чекистскому сценарию, Ходов должен был повезти моджахедов на захват парламента Северной Осетии, а по пути им готовилась засада.
Этот рассказ напоминает историю с Норд-Остом в изложении журналистки Политковской, которая откапала в ходе своего «журналистского расследования» некоего агента ФСБ Теркибаева, который якобы и завел моджахедов Бараева в театр. И тогда журналистка настойчиво проводила мысль о том, что чеченское руководство сотрудничает с ФСБ.
Но как отреагировала Политковская на слова Басаева о подготовке акции в Беслане? Она назвала его заявление бредом, дескать, такого быть не может. Получается, что когда сама Политковская рассказывает про внедренных чекистами агентов, то это нормально, но когда об этом же говорит Шамиль Басаев, то это «бред»…
А. Закс
Отдел писем