В Чечне продолжают похищать и выкупать людей

20 сентября 2005 в 13:15
В Чечне продолжают похищать и выкупать людей

Столпившись во дворе мечети небольшого чеченского селения Новые Атаги, что в двух десятках километров к югу от Грозного, эти женщины плачут и молят о жалости. Они уже не знают, с кем поделиться своим отчаянием. Все рассказывают примерно одно и то же: в ночь с 13 на 14 сентября мужчины в камуфляжной форме, приехавшие на гражданских автомобилях (у некоторых машин спереди и сзади были разные номера), ворвались к ним в дома и увели восьмерых мужчин – чьих-то сыновей, мужей или братьев.

 

"Они вошли и спросили только одно: "В доме мужчины есть?", – рассказывает одно из женщин, переживающая за своего 18-летнего сына Ислама. – Я сказала им: "Если у тебя у самого есть мать, скажи мне, что сделал мой сын". Они не ответили и забрали Ислама. Уже уходя, они потребовали от него предъявить паспорт", – вспоминает плачущая мать. Из этой детали она делает вывод, что похитители даже не знали, за кем они пришли. "Мой сын – еще ребенок! Он помогает мне на базаре, где я продаю картошку", – всхлипывает она.

 

Газовая горелка. "Они забирают наших детей и зверски избивают их", – рассказывает другая женщина, которой удалось вернуть сына, похищенного во время предыдущей зачистки, в марте этого года. "Я выкупила его через десять дней, – говорит она. – Его избивали в гараже несколько человек. Потом ему прикрутили руки за спиной к палке и подвесили над газовой горелкой. Когда я его выкупила, он был обожжен до пояса". Потом, признается мать, она спрятала сына, вывезя его "за пределы Чечни". Другая мать, которая, по ее словам, продала дом, чтобы выкупить сына за 10 тысяч долларов, была менее осторожной, и 14 сентября его снова забрали.

 

Владимир Путин пытается заставить мир поверить в то, что в Чечне наблюдается "нормализация", однако такого рода похищения, которые сопровождаются пытками, а иногда – освобождением пленников за выкуп, происходят там почти ежедневно, отмечают местные сотрудники "Мемориала". Только в первой половине 2005 года эта российская правозащитная организация зафиксировала не менее 152 похищений, и это далеко не полные данные.

 

"Нельзя сказать даже, что ситуация улучшается, – говорит Наташа Эстемирова, неутомимая активистка "Мемориала", которая пытается вести статистику бесчинств. – Наоборот, можно сказать, что чеченское правительство делает все, чтобы не допустить стабилизации. И в некоторых районах наблюдается приток молодежи в ряды боевиков-сепаратистов".

 

Под предлогом борьбы с терроризмом пророссийские чеченские власти создали вооруженные формирования, насчитывающие несколько тысяч человек: именно их подозревают в совершении большей части похищений людей. В окрестностях Новых Атагов, похоже, между ночными похитителями и местной милицией существует связь: одна из матерей, у которой 14 сентября забрали сына, рассказывает, что во время предыдущего рейда эти вооруженные люди приказали ее сыну явиться на следующий день в местное отделение милиции.

 

Переодетые боевики. Однако эти похитители могут быть переодетыми боевиками-сепаратистами. Эту мысль милиционеры внушают новоатагинским женщинам, разыскивающим своих сыновей. Одна из них рассказывает, что сотрудник, принявший ее после нескольких часов, проведенных в отделении, лишь усмехнулся: "И что вы сюда ходите?"

 

Либерасьон

ИноПресса

© Kavkazcenter.com 2020