Арест Трепашкина это месть власти

19 сентября 2005 в 17:26

В агентство «Кавказ-Центр» передано заявление Общероссийского движения "За права человека" в связи с новым арестом адвоката Трепашкина.

 

Мы свидетельствуем: лишение свободы Михаила Трепашкина - месть за защиту прав заключенных

 

Заявление Общероссийского общественного движения “За права человека”

 

18 сентября на своей квартире в Москве при участии большого числа сотрудников спецслужб в штатском был взят под стражу недавно освобожденный по решению суда из колонии-поселения адвокат и правозащитник Михаил Иванович Трепашкин. Его местонахождение до сих пор неизвестно. Защита и наша организация запросили данные о нем у директора ФСИН РФ Ю.И.Калинина.

 

Мы имеем все основания считать, что действия против адвоката Трепашкина были вызваны его защитой прав заключенных. Во время нахождения Трепашкина в различных следственных изоляторах, включая "Матросскую тишину", он неоднократно обращался с сообщением о чудовищных условиях - неимоверная грязь, паразиты - в местах лишения свободы. Используя эти обращения, в том числе, пакет, в который заключенные Волоколамского изолятора запечатали вшей, Движение "За прва человека" требовало от руководства тюременого ведомства экстренно обратить внимание на вопиющую антисанитарию и пыточные условия в местах лишения свободы.

 

Поэтому доводы Свердловской областной прокуратуры, требующей отмены решения о условно-дострочном освобождении Трепашкина ссылками на то, что он "вел пассивное поведение", не проявлял общественной активности и "твердого намерения встать на путь исправления". Мы заявляем: эти утверждения - насквозь фальшивы. Нельзя привести лучший пример приверженности закону и общественной активности, чем самоотверженное отстаивания прав заключенных на человеческие условия содержания!  

 

Напоминаем, что Михаил Трепашкин был уже в прошлом году признан российскими правозащитниками политическим заключенным.

 

Мы считаем, что арест Трепашкина является похищением и местью властей за его общественную позицию. Суд не избирал Трепашкину меру пресечения в форме лишения свободы, а его арест 22 октября 2003 года был связан только со сфабрикованным обвинением в хранении оружия, которое было снято с него при отмене приговора кассационной инстанцией Московским областным судом 1 июля "за отсутствием доказательств причастности к событию преступления".

При отмене 16 сентября решения Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил об условно-дострочном освобождении Михаила Трепашкина, Свердловский областной суд не принимал решения об избрании ему меры пресечения в виде лишения свободы. Отмена судебного решения об освобождении Трепашкина было принято по требованию прокуратуры Свердловской области уже после вступления его в силу и после возвращения Трепашкина домой. 

Уже 16 сентября правозащитники выступили с заявлением, в котором расценили решение Свердловского областного суда об отмене решения об условно-дострочном освобождении адвоката Михаила Ивановича Трепашкина по представлению прокуратуры, как очевидную месть властей и российских спецслужб Трепашкину за его четкую гражданскую позицию, как попытки создать препятствие для его правозащитной деятельности.

 

Необходимо напомнить, что адвокат Трепашкин был незаконно арестован 22 октября 2003 года - Трепашкину подбросили в машину оружие, тяжело больного держали в пыточных условиях СИЗО почти два года.

 

Для отбывания наказания - 4 года колонии-поселения по обвинению по разглашению секретов КГБ, москвича, отца маленьких детей - в нарушение закона направили отбывать наказание за 2 с лишним тысячи километров - на Урал, в город Нижний Тагил. 

Напомним обстоятельство его дела. В мае 2002 года Главная военная прокуратура России провела обыск на квартире отставного подполковника ФСБ Михаила Трепашкина, в ходе которого было обнаружено 20 патронов к различным видам оружия. Было возбуждено уголовное дело по факту незаконного хранения боеприпасов.

 

В октябре 2002 года к обвинениям добавилась статья 283 УК РФ ("разглашение гостайны без признаков госизмены"). В это время господин Трепашкин готовился выступить в качестве адвоката потерпевших на процессе по делу о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года.

 

22 октября 2003 года господин Трепашкин был задержан на посту милиции на 47-м километре Дмитровского шоссе. Инспекторы ДПС нашли в его "Жигулях" пистолет. Адвокату было предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия.

 

19 мая 2004 года Московский окружной военный суд признал Михаила Трепашкина виновным в разглашении гостайны и хранении боеприпасов и приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. 15 апреля 2005 года Дмитровский городской суд Московской области признал его виновным в хранении оружия и добавил к первому сроку еще год заключения. Осужденный обжаловал оба приговора.

 

1 июля 2005 года Московский областной суд оправдал Михаила Трепашкина по делу о незаконном хранении пистолета, признав его непричастным к событию преступления. 20 июля 2005 года Президиум Верховного суда оставил в силе приговор о разглашении государственной тайны.

 

После этапирования на Урал, поскольку он уже отбыл в заключении, причем в значительно более тяжких условиях, чем определил суд, свыше трети срока назначенного ему наказания, Михаил Трепашкин направил в Тагилстроевский районный суд Нижнего Тагила ходатайство с просьбой об условно-досрочном освобождении, которое было удовлетворено 19 августа 2005 года и затем вступило в законную силу. Однако 16 сентября 2005 года Свердловский областной суд по кассационному предсавлению областной прокуратуры отменил это решение. Все это однозначно указывает на то, что лишение свободы адвоката и правозащитника Михаила Трепашкина обусловлено его общественной и правозащитной деятельностью. У нас есть серьезные основания опасаться, что Михаилу Трепашкину, который тяжело болен, угрожает месть со тсороны спецслужб и тюремных властей.

 

Мы требуем немедленно сообщить о местонахождении Михаила Трепашкина и предоставить адвокат и родным возможность встретится с ним.

 

Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"