"Катрина" выявила масштаб неравенства в США, но и у британцев нет причин для самодовольства - в нашей стране ситуация ненамного лучше
Помните "Шок и трепет"? Эта операция должна была продемонстрировать всем могущество, какого еще не видела наша планета. Вооруженная до зубов, великая, как ни одна держава со времен Рима, всепобеждающая Америка принесет миру демократию на броне своих несокрушимых танков. Когда талибы бежали без оглядки под градом вакуумных бомб, когда Багдад был взят почти без боя, казалось, что повергать других в шок и трепет - дело нетрудное.
Сегодня словом "шок" называют нечто иное. Шок - это когда мы обнаруживаем, что Изумрудный город оказался миражом, а правящий в нем Волшебник - маленьким человечком, не умеющим сотворить самого завалящего чуда. Сегодня Америка напоминает страшного механического динозавра, бессмысленно топчущего все вокруг, увеличенную до гигантских размеров заводную игрушку, ярко размалеванную и навороченную, но пустую внутри, мультипликационного супермена, негодного ни на что по-настоящему полезное.
"Пустотелая сверхдержава" предстала перед нами без прикрас, как голый король, но миру потребуется время, чтобы приспособиться к новым реалиям. Подобно тому, как после окончания Холодной войны нам пришлось переосмысливать все устоявшиеся представления, сегодня срочного пересмотра требует вся концепция "единственной сверхдержавы". Ирак показал, что все эти высокоточные ракеты, суперсовременные военные игрушки, и "солдаты 21 века", через датчики на касках получающие указания прямо из штаб-квартиры Южного командования в Тампе, по сути бессильны. Уроки, которые в свое время - казалось, раз и навсегда - преподали американскому мастодонту вьетконговцы на велосипедах, сегодня, когда перед Белым домом замаячила перспектива катастрофического поражения, приходится усваивать заново.
Эта картина каждый вечер разворачивается перед всем миром в программах новостей: Ирак - как и предсказывали все противники бушевской авантюры, все больше погружается в пучину гражданской войны. Что за ирония судьбы: Иран, в глазах Америки - плоть от плоти "оси зла", не пошевелив и пальцем, без единого выстрела, реализует теперь давнее стремление утвердить свое влияние и в Афганистане, и в Ираке. С "шоком и трепетом" покончено: США воочию убеждаются, что способность разрушать государства - ничто без способности их возрождать.
Однако понадобился ураган "Катрина", чтобы пустота под несокрушимым американским панцирем обнажилась полностью. Неудивительно, что этой стране не по силам оказалось управлять Ираком: она с собственными-то проблемами не может справиться! И вообще, на что способно государство, где половина избирателей не верит в необходимость центрального правительства? Страна, где "антигосударственность" закреплена в идеологии и конституции, просто обречена на крушение. Вспомним: в Риме в необходимости государства никто не сомневался!
Страшная катастрофа в Луизиане показала, что эта страна - и не страна вовсе, а скопище разрозненных, раздробленных групп людей, живущих параллельной жизнью, стараясь как можно меньше соприкасаться друг с другом, которых не объединяет ничто, кроме символики государственного флага. Тот факт, что 40 миллионов граждан США не имеют медицинской страховки, говорит о разлаженности социального механизма, сковывающей возможности страны. Бедняки, погребенные под горой ила и грязи, в которую превратился Новый Орлеан, и раньше не могли найти утешения даже в "американской мечте". Они всегда жили словно в другой стране.
Ханжи оправдывают равнодушие к пострадавшим, утверждая, что "Катрина" - это божья кара, постигшая Новый Орлеан ("Содом и Гоморру" наших дней) за его грехи. Но лучше всего отстраненность богатой Америки от случившегося выразила "общенациональная бабушка" - Барбара Буш (Barbara Bush). Посетив хьюстонский стадион "Astrodome", где разместили беженцев, она заявила, что им просто повезло: "Очень многие из этих людей в любом случае были неимущими, так что для них все это только к лучшему". Прорвались наружу и ее затаенные опасения: "Я услышала - и звучит это несколько пугающе - что все они хотят остаться в Техасе". "Катрина" продемонстрировала нам "скрытую" Америку, которую не увидишь в телесериалах, но прежде всего она выявила, что богачи в этой стране не воспринимают остальных как сограждан.
Поэтому все разговоры о "среднем" доходе или объеме ВВП на душу населения применительно к Америке просто бессмысленны: никакой "середины" там нет, а есть только граждане "первого" и "третьего" мира, причем вероятность их перехода из одной категории в другую практически равна нулю. Международная статистика уже не может основываться на столь неточных показателях. Уровень жизни в стране определяется благосостоянием всех ее граждан, а не размером "кормушки", к которой подпускают только богачей.
Распространяемые Организацией экономического сотрудничества и развития статистические данные о здравоохранении, доходах или занятости следует систематизировать таким образом, чтобы стало ясно, как распределяется богатство в той или иной стране. Если Билл Гейтс (Bill Gates) переедет в Албанию, объем ее ВВП на душу населения возрастет в разы, но какое отношение это имеет к реальности? С таким же успехом можно вычислять среднюю температуру по больнице.
Распространенный "Доклад о развитии человека" (Human Development Report) ООН в очередной раз подтверждает выводы ряда научных исследований о том, что крайнее социальное неравенство внутри страны наносит ей огромный вред, какой бы богатой эта страна ни была. Даже не слишком зажиточные страны с более справедливым распределением доходов показывают лучшие результаты с точки зрения здравоохранения, образования, профилактики преступности, чем богатые государства с высоким уровнем неравенства.
Поскольку люди крайне чутко воспринимают вопросы социального статуса, участь тех, кто оказался у основания "общественной пирамиды" в богатых странах, куда незавиднее, чем у их "товарищей по несчастью" из стран бедных: ведь последние могут хотя бы утешиться тем, что таких как они - большинство. Данные ООН показывают, что отверженность убивает в буквальном смысле, напрямую отражаясь на уровне детской смертности и продолжительности жизни.
Но не торопитесь проникаться благородным негодованием по отношению к Америке: представьте сначала катастрофическое наводнение, прорвавшееся через защитную дамбу на Темзе и затопившее Лондон и графство Эссекс. Что произойдет в этом случае? Да примерно то же самое, что и в Луизиане, даже если лондонский мэр Кен Ливингстон (Ken Livingston) хорошо организует эвакуацию жителей. Представители среднего класса найдут приют у родственников или друзей. А беднякам, у которых все знакомые - такая же "голь перекатная", придется довольствоваться лагерями для беженцев.
Они будут столь же беспомощны, как их американские собратья, и их количество тоже будет исчисляться миллионами. В Новом Орлеане люди не могли спастись от урагана, потому что у них не было денег, чтобы выбраться из города на такси. Но и наводнение в Лондоне способно обнажить неприглядную картину, кроющуюся за фасадом "зажиточной Британии", ведь и наше общество крайне "сегрегировано". 75% людей, владеющих собственным домом, за всю жизнь ни разу не бывали в "гетто" - районах дешевой муниципальной застройки, хотя они порой находятся буквально в нескольких кварталах от их жилища.
Лондонские бедняки, пострадавшие от наводнения, как и американцы, останутся фактически "в чем мать родила". У 27% населения страны нет ни копейки сбережений; 25% самых бедных жителей Британии задолжали как минимум
Люди, у которых нет долгов, смогут одолжить до
Так что не стоит, глядя на происходящее по другую сторону Атлантики, похваляться нашими европейскими ценностями, государством всеобщего благосостояния и правительством, думающим о благе народа. Может быть, у нас дела обстоят и получше, чем в США, но в ооновском докладе Британию приравнивают скорее к американской, чем к европейской модели. Как же далеко нам до лучших представителей последней - скандинавских стран, где экономические успехи, социальное единство и более справедливое распределение богатств взаимно дополняют друг друга!
Как и во всех остальных экономических прогнозах, в докладе ООН отмечается, что при нынешнем направлении развития у нас нет шансов добиться поставленной мировым сообществом задачи - покончить с бедностью среди детей к
Полли Тойнби (Polly Toynbee),
"The Guardian", Великобритания