Банда Путина ворочает богатствами России

13 сентября 2005 в 21:40

Если управление делами президента заботится о насущных потребностях ключевых чиновников, то Путин давно создал неформальное АО "Кремль", которое ворочает по-настоящему крупными делами. "Независимая газета" подсчитала, что семеро ближайших доверенных лиц Путина на конец 2004 года контролировали девять крупных концернов, или около 40% ВВП. При этом речь идет о контроле над активами стоимостью в 222 млрд долларов и чистой прибылью в размере 11 млрд долларов. "Корпорация "Кремль" успешно поработала", - так озаглавила газета свою статью.


Кремль поставил своих людей на командные должности крупных компаний - это, как правило, места председателей советов директоров. Оттуда открывается наилучший обзор на денежные потоки в России. В числе главных "государственных олигархов" Die Welt называет:

1. Глава администрации Кремля Дмитрий Медведев - председатель совета директоров газового монополиста "Газпром".

2. Его заместитель Игорь Сечин занимает ту должность в нефтяном концерне "Роснефть".

3. Виктор Иванов, кремлевский кадровик, возглавляет советы директоров в авиакомпании "Аэрофлот" и в оборонном концерне "Алмаз-Антей".

4. Министр финансов Алексей Кудрин контролирует алмазный монополист АЛРОСА, а также второй по величине банк страны "Внешторгбанк".

5. Заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков контролирует нефтяной концерн "Транснефтепродукт".

6. Близкий друг Путина Владимир Якунин - президент "Российских железных дорог".

7. Бывший глава кремлевской администрации Александр Волошин - председатель совета директоров электрического монополиста РАО "Объединенные энергосистемы".

Все эти предприятия отличаются тем, что они контролируются на государственном уровне и являются в своей отрасли либо монополистами, либо квазимонополистами. Наряду с нефтью, газом, электроэнергией, алмазами, финансами, вооружением и транспортом президентское окружение также проявляет интерес к средствам массовой информации. Фактически все основные телекомпании контролируются государством, кроме того, Путин начал интересоваться газетами, а также сферой телекоммуникаций, которая считается крайне доходной. Так, следы дела, связанного с отмыванием денег в телекоммуникационной сфере, в которое замешанным оказался Commerzbank, привели непосредственно в Кремль.

На компанию "Телекоминвест", которую тоже затронуло это разбирательство, когда-то работала супруга президента Людмила Путина. Соответствующее расследование ведет прокуратура Франкфурта. Девяти упомянутым компаниям в прошлом году удалось увеличить свою чистую прибыль в среднем на 50%. Своей нынешней неприкосновенностью они обязаны высоким ценам на сырье и монопольному положению. Поэтому Путин хочет, чтобы АО "Кремль" разрасталось дальше. По слухам "Газпром" вот-вот приобретет пятый в стране нефтяной концерн "Сибнефть". А глава "Роснефти" Владимир Богданчиков обещал президенту Путину "в течение двух-трех лет" сделать "Роснефть" крупнейшим нефтяным концерном России.

В конце прошлого года "Роснефть" уже приобрела основной актив нефтяного концерна ЮКОС, "Юганскнефтегаз", и считается первым претендентом на приобретение остальной собственности разрушенной империи ЮКОСа. Иностранные банки оказывают кремлевской экономике доверие. Так, западные банковские консорциумы готовы выделить кредиты, совокупная сумма которых составит 20 млрд долларов, "Газпрому" и "Роснефтегазу", в которых те нуждаются для проведения своего экспансионистского курса. Государственные предприятия АО "Кремль" эффективными не являются, отмечает Die Welt.

Если сравнить "Газпром" с независимыми газодобывающими компаниями, такими, как, например, "Новатек", то последние оказываются заметно менее затратными и более продуктивными. То же самое относится к государственному нефтяному концерну "Роснефть", который также проигрывает своим частным конкурентам по рентабельности, будь то "Лукойл", ЮКОС или "Сибнефть".

Международный банк реконструкции и развития предостерегает от высокой степени монополизации. Без слома монополий нельзя модернизировать экономику. Российское издание экономического журнала Forbes тоже пишет: "Освободите рынок! Картели и монополии задушат экономику", - и оценивает экономические убытки из-за недостаточности конкуренции в 50 млрд долларов. "В нашей стране усиление роли государства опустошительно для экономики, - полагает бывший министр экономики Евгений Ясин.

- Путин однажды сказал: "Конечно, государство всегда хочет взять себе как можно больше власти. В этом случае задача общества состоит именно в том, чтобы препятствовать государству в этом". Тем не менее на деле до сих пор реализуется только первая часть этой формулы". Как капитаны частной российской экономики приспособились к этим условиям? При предшественнике Путина Борисе Ельцине они еще считали, что государство им подконтрольно. "Сегодня они платят за свою политическую защиту", - говорит владелец ЮКОСа Невзлин. Ни один из олигархов, работающих в России, не подтвердит этого. Они предпочитают говорить о "лояльности" и о "государственных интересах", выступают за "всеобщее благо" и жертвуют на "путинский двор".