С редакцией «Кавказ-Центра» связалась независимый журналист из России Сара Манарова и предложила интервью с американским солдатом, воюющим в Ираке. По словам журналистки, эта беседа была задумана специально с целью опубликовать ее на сайте «Кавказ-Центра». Редакция «КЦ» публикует эту беседу без купюр и изменений с целью предоставить возможность своим читателям узнать, какими мыслями и идеями наполнена голова рядового американского солдата.
- Добрый вечер, меня зовут Сарра Манарова, я независимый журналист из России. Не могли бы Вы представиться?
- Очень приятно, Сара. Называйте меня Джеком Уильямсом.
- Джек, Вы очень хорошо говорите по-русски. Вы его изучали?
-У меня русские корни, и сам я все свое детство провел в России, а потом переехал в Америку, решил, что там полная свобода и демократия.
- Значит, Вы русский?
- По сути да, но своей Родиной я считаю Штаты. Там я имел возможность расти, так как и мечтал, когда-то в детстве. Я учился в университете, затем пошел в ВВС США. Там условия хорошие, ко мне относились как к человеку, не то, что в России. Я уж не знаю, как в России сейчас, но думаю, что не лучше, чем в Штатах.
- Значит, Вы считаете своей Родиной Штаты. А что ж Вас подвигло на то, чтобы пойти воевать в Ирак? Ведь, насколько я знаю, всем военнослужащим США предоставлялась возможность выбора места службы, это так?
- Да, это так. Военнослужащие вправе выбирать место прохождения службы, безусловно, с исключением некоторых объектов.
- И все же, почему Вы пошли на войну?
- Знаете, это довольно трудный вопрос. Но я решил отправиться в Ирак с первой группой скорее из-за чувства протеста.
- Простите, протеста, против какого или чего?
- Это был скорее внутренний протест. Теперь я увидел ситуацию изнутри, такую как она есть на самой реальности. Сегодня я понимаю, что во многом ошибался
Понимаете, в Штатах присутствует мощнейшая пропаганда просто фантасмагорического патриотизма, которым могут манипулировать, шантажировать. Особенные мастаки заниматься этим военные.
- Вы считаете, что главную роль в Вашем выборе сыграла именно эта пропаганда?
- Да, теперь я в этом полностью уверен.
- И какова же та реальность, которую Вы увидели в Ираке?
- К сожалению, это не то, что нам всем обещали перед войной.
- А что обещали?
- Это не является закрытой информацией. Нам обещали, что война будет длиться приблизительно месяца четыре, максимум шесть, а при самом худшем стечении обстоятельств война может затянуться на год.
Более того, всех, кто участвовал в этой войне, должны были приставить к правительственным наградам, нам их должен был (по обещанию начальства в Пентагоне) вручать сам Президент. Это для нас, особенно для новичков, показалось просто сказкой, и безусловно, каждому хотелось бы получить награды, тем более от Джорджа Буша. И это лишь часть обещаний.
Кроме того, нам обещали хорошее питание, хорошие деньги за службу и за участие в военных действиях, хотя и без этого в Штатах можно прилично жить на зарплату военнослужащего. В общем, нам обещали за войну золотые горы, особенно на это повелись новички.
- Разве ваше правительство не выполняет своих обещаний?
- Нет, к сожалению.
- Но ведь вы граждане США?
- Да, мы граждане с правами. Но только администрация нашей страны просто закрывает глаза на нас, на все, когда им это уже не нужно. Администрация Президента занимается одним паблик релейшнс, они думают о своем авторитете. А о людях, честно служащих своей Родине, они просто забывают.
Когда нам нужна была подмога, мы просили срочно выслать авиацию на помощь, а нам сказали, извините, сейчас все заняты. Из-за 2х-суточной задержки подмоги с воздуха, несколько наших ребят погибло, от ран, которые можно было вылечить в случае прибытия помощи вовремя. А ведь у них молодые жены и детишки почти у всех были. Жаль пацанов.
- Странно слышать, что ваше военное начальство не заботится о вас.
- Странно, но это факт. Как только дело касается чьего-то авторитета, - мы главная тема, мы повестка дня. А как чей-то рейтинг вновь восстановлен, так про нас забывают.
У нас здесь есть телевидение, и мы, когда нам удается, смотрим родные телеканалы. Вы не представляете, что мы чувствуем, когда по новостям говорят об Ираке. Там ведь показывают все не то! На всех американских каналах, которые мы могли смотреть, показывают наши как бы победы. Например, столько-то иракских боевиков убито, столько-то взято в плен. А никто почему-то не показывает и не говорит о том, сколько у нас потерь. Никто! И как потом после этого верить правительству?
Правительству, которое сначала дает тебе возможность, дает дело, - бери и
занимайся им, потом ты себя хорошо зарекомендовал, и ты идешь на войну,
так как считаешь это своим долгом перед Родиной. И ты идешь на войну, а о тебе забывают. Это, знаете, как плевок в лицо, как нож в спину. Тебе нужна помощь, и о тебе забывают. Говорят, что времени нет. Вот она эта реальность, о которой Вы спрашивали, Сарра.
- Если я вас правильно поняла, вы говорите, что правительство скрывает реальные потери?
- Да, увеличте это число раза в четыре, четыре с половиной будет более правдоподобная картина происходящего, того, как плюют на своих граждан. И, кстати, около половины солдат погибло из-за того, что вовремя не пребывала помощь. Некоторые получали ранения от своих же сослуживцев.
Я здесь не говорю о войсках объединенных сил Коалиции, я говорю только об Американской армии. Безусловно, если брать в расчет и солдат Коалиции, то потерь намного больше.
- Почему такие потери?
- Наша армия очень любит электронику, высокоточное оружие. Так вот у иракцев тоже оружие не самое плохое, особенно хорошо у них налажен радиоперехват и электромагнитные излучатели, которые искусственно создают помехи, чтобы сбить наше оборудование, сбить траекторию ракеты. Что касается подобного рода оружия в Ираке, еще раз скажу, оно распространено и развито самым лучшем образом.
Если составить список оружия Top-3, то по популярности список будет примерно таким: 1 - автоматическое оружие Калашникова, 2 - различного рода взрывчатка, 3 - радиоэлектронное и электромагнитное оружие.
- Для меня это открытие?
- Я понимаю. В новостях говорят все не то.
- Скажите, а что за радиоперехват?
- Иракцы очень хорошо приловчились к перехвату наших радиочастот. То есть, у нас нет никаких гарантий, что наши радиопереговоры по рациям точечной дальней связи конфиденциальны. Иногда иракцы просто начинают с нами общаться, настроившись на нас. При этом очень сложно определить местоположение этих радистов. Они используют очень современное оборудование. Я был несколько шокирован этим.
- Вы планируете здесь прослужить до конца войны?
- По сути, вообще-то война закончена, но мира здесь нет. До нашего вторжения, так сказать, насильственного мира, здесь было намного спокойнее. Да было много жертв диктатуры Саддама, но для подобных стран, на мой взгляд, не с самой развитой экономикой, политикой, и общественными отношениями диктатура наилучший способ управления. У них хоть какой-то порядок был.
Тяжело выслушивать все, что нам говорят иракские жители о нас. Некоторые нам благодарны за то, что мы свергли Саддама, но не более того. Конечно, больше тех, кто нас критикуют. Но опять же, теперь идти некуда, обратно дороги нет. Приказ есть приказ. Я останусь здесь до конца, до того момента, пока нам не будет команды выводить войска из Ирака. И так здесь думают многие мои друзья, потому что отсюда даже выезжать опасно. Можно просто домой не вернуться на пути к этому самому дому.
- Джек, а если бы Вам предложили какую-нибудь альтернативу, другое место службы?
- Честно говоря, я бы не пошел на войну в Ирак. Сейчас я бы выбрал
Северо-Кавказский регион, мне, кажется, там все не так сложно как здесь. Там
люди одной религии, особых разногласий у них нет. Мне кажется там проще.
Да к тому же, как говорят, российское руководство сейчас хорошо заботится о своих солдатах. И потерь у русских, говорят, сейчас меньше, у помощь быстрее приходит. Русские люди живучие, им и подмога не нужна в случае ранения, все и так заживет. Русские сильные люди, есть выдержка, думаю, поэтому мне было бы ничуть не хуже воевать на стороне России на Северном Кавказе.
- А почему именно на стороне русских, а не на стороне чеченцев? Почему бы не заступиться за тех, кто борется за свою свободу и независимость? Америка тоже боролась за независимость, а сейчас, по вашему же мнению, борется не понятно за что в Ираке?
- Я не знаю, но мне кажется, что это было бы правильно. Чеченцы прикрываются Кораном. Они пытаются оправдать свой гнев Священной войной. Мне кажется
они заблуждаются, трактуя Коран по-своему, не так, как он есть на самом
деле.
- Скажите, Вы смотрели интервью с Басаевым?
- Да, все наше подразделение смотрело. Я не знаю, как прокомментировать его слова. По-моему, он искренний религиозный фанатик, и одержим идеей всеобщей исламизации. Я так думаю.
- Спасибо за откровенное интервью, Джек.
- Спасибо и вам за беседу.
Беседовала Сара Манарова