На фото: Путина не пустили в Беслан, и он приехал в соседний Краснодар
Бесланские матери на встрече с Путиным в пятницу намерены заявить, что он виновен в гибели их детей и что трагедия может повториться, если Москва не извлечет урока из случившегося год назад. Об этом сообщает Рейтер со ссылкой на комитет «Матери Беслана».
Как заявила ранее во вторник председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева, потерявшая сына в результате захвата школы, ее беда дает ей право откровенно говорить с Путиным.
Делегация Комитета матерей Беслана во главе с Дудиевой готовится указать Путину, на грубые ошибки властей, которые привели к росту числа жертв, и теперь тщательно скрываются от общественности. Однако о главной ошибке и главном преступлении Кремля – военной агрессии против Чечни и чудовищных военных преступлениях Москвы, - бесланские матери ничего не говорят.
Путин назначил встречу на 2 сентября - на дни траура.
«Я скажу, что мы думаем, что президент Путин виноват в случившемся. Что я еще скажу - я не могу предугадать, и я не могу сказать, в каких словах это будет, но это будет серьезно», - сказала Дудиева в офисе комитета, где женщины собрались, чтобы обсудить план действий.
Трагизм ситуации заключается в том, что на протяжении года, прошедшего после бесланских событий, жители города добивались встречи с Путиными, чтобы спросить у него, каким образом противостояние с захватившими школу закончилось хаотической стрельбой и гибелью нескольких сотен людей.
Но как и прежде люди хотят разобраться в последствиях вместо того, что бы разобраться в причинах произошедшего.
Встреча с Путиным уникальна тем, что он обычно тщательно избегает бесед с недовольными избирателями, предпочитая отвечать на вопросы россиян, испытывающих почтение к власти.
Владимир Путин прилетел в Беслан сразу после освобождения школы, однако прибыл тайно, ночью и оставил город через несколько часов, пообщавшись с представителями местных властей.
«Мы имеем право говорить прямо. Это право было нам навязано. Мы получили его ценой жизни наших детей», - сказала Дудиева корреспонденту Рейтер.
Как показал опрос общественного мнения, проведенный «Левада-Центром» и опубликованный в минувшую среду, половина россиян солидарна с бесланскими матерями в том, что власти провалили ситуацию в Беслане.
«Матери Беслана» сказали, что захваты заложников в прошлом - в московском театре в 2002 году и в Буденовске в 1995 году - не привели к изменению позиции кремлевского режима, несмотря на смерть сотен людей. Матери погибших школьников хотят, чтобы трагедия в Беслане стала последней. Однако как этого добиться, если русские войска продолжают массовые убийства в соседней с Северной Осетией Чечне?
«Я думаю, что если после всего этого, после нашего визита ничего не изменится, как ничего не изменилось после «Норд-Оста» и Буденовска... тогда мы поймем, что ничего и не будет меняться, и что нам самим предстоит все делать», - сказала Дудиева.
Некоторые члены комитета «Матерей Беслана» были возмущены выбором даты для приглашения в Москву в разгар траура. Многие считают, что «это преступление - бросить свои могилы в эти дни и лететь к человеку, который год назад, ночью, украдкой посетил больницу и сразу улетел».
В четверг днем в комитете “Матерей Беслана” сообщили, что к Путину полетят всего три женщины, вместо двадцати, которых пригласили в Кремль. Таким образом, бесланские матери решили продемонстрировать протест убийце их детей. Но уже вечером стало известно, что и эти три женщины могут не полететь в Москву. Кремль устами своего ставленника Теймураза Мамсурова заявил, что матерей Путин не приглашал. Это он, Мамсуров просто включил их по своей инициативе в состав делегации.
Очевидно, что в Кремле решили, что лучше в очередной раз нагло солгать, чем публично опозориться, не дождавшись делегации материй.
Однако и это не все. Крупнейшим пропагандистским провалом закончилось кремлевское шоу вокруг годовщины массового убийства детей в Беслане. Перед собравшимися в Беслане журналистами «Матери Беслана» совершенно неожиданно попросили политического убежища в каком-либо из иностранных государств, в котором соблюдается права человека.
«Мы не хотим и не можем жить в России, и просим политического убежища», - сказали они.
Такого удара под дых и прямо перед встречей в Кремле, Путин вряд ли ожидал.
Муса Стоун,