Захват Верховного суда во Владикавказе закончился капитуляцией. «Матери Беслана» так и не дождались замгенпрокурора Николая Шепеля. Проведя в здании Верховного суда более суток, они решили разойтись по домам, пообещав отныне полностью игнорировать гособвинителя. Вместе с тем, матери пообещали, что останавливаться на этом они не будут. Сегодня около 15 часов дня «Матери Беслана» освободили зал судебного заседания. Ближе к обеду, когда ожидание затягивалось, женщины начали нервничать. «Он хочет второй Черкесск? Мы ему это устроим», – говорили одни о Шепеле.
«Он забыл, кто мы такие. Он забыл, что мы женщины, а он мужчина», – возмущалась активистка комитета «Матери Беслана» Элла Кесаева. Когда стало ясно, что замгенпрокурора в Верховном суде так и не появится, часть матерей Беслана были полны решимости идти прямо в прокуратуру. «Давайте устроим траурную процессию. Представляете, какое зрелище – женщины в черных платках идут на поклон к Шепелю. Пойдемте, пусть ему будет стыдно». Другая часть женщин идти в прокуратуру отказалась, предположив, что стыдно гособвинителю вряд ли будет. По их мнению, это скорее будет похоже на то, будто Беслан пришел «на поклон к Шепелю».
«Он проявил к женщинам в трауре неуважение. Он повел себя не по-мужски. Представляете, пожилой мужчина, потерявший в школе двухметрового сына, придет к Шепелю и снимет пред ним шапку. Что за неуважение?» – возмущались женщины, приехавшие из Беслана поддержать матерей. Пока все ждали появления Шепеля, акцию протеста прокомментировал также и представитель потерпевших женщин в суде юрист Таймураз Чеджемов. Он сказал, что ничего не знал о планировании подобной акции, и что это просто «жест отчаяния» женщин, возникший совершенно спонтанно. Как законный представитель их интересов, Чеджемов подчеркнул, что матери требуют, чтобы им назвали имена виновных и чтобы эти виновные извинились перед Бесланом.
«Я сам удивлен этим протестом. Я сказал им что, наверное, зал суда – это не место. То, что замяла прокуратура, суд решить не может. Но я им не советчик в этом вопросе. Прокуратура ведет себя так, что против лома нет приема. У нас так: если генерал сказал, пусть даже это противоречит закону, то это все равно правильно. Я могу привести вам много таких примеров», – сказал журналистам Чеджемов, который давно знаком с методами работы сотрудников прокуратуры – в прошлом он 14 лет возглавлял Верховный суд Северной Осетии. Покидая здание Верховного суда, женщины заявили, что с этой минуты они не желают видеться с Шепелем и выражают ему свое недоверие и неуважение.
Они подчеркнули, что раз прокурор их игнорирует, то и они будут поступать так же. Вместе с тем, они заявили, что останавливаться не намерены. «Мы еще раз убедились в том, что люди и власть – это два полярных мира. Законы создаются для власти», – сказала Рита Сидакова, потерявшая в теракте единственного ребенка. «Мы ни о чем не жалеем. Мы сделали очередной шаг в деле объективного расследования трагедии. Это не последние наши шаги, мы будем и далее добиваться правды. Это право мы оставляем за собой», – сказала, выходя из зала суда, лидер комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева.