Как сообщалось ранее, генпрокуратура России впервые официально признала факт использования в Беслане танков и ручных огнеметов объемного взрыва. Представители властей настаивают на том, что примененные огнеметы не могли вызвать пожар, хотя и могли разрушить здание до основания. Агентство «Газета.Ru» напоминает, что на суде к словам потерпевших не прислушивались, списывая эти рассказы на эмоциальный стресс и непрофессионализм потерпевших в военном деле.
Прокурор, всякий раз переспрашивал потерпевших: «А вы знаете, как выглядит танк?», «А вы можете узнать звук танкового залпа?». В итоге только сегодня генпрокуратура впервые официально признала: по школе действительно стреляли из огнеметов и танков. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты мало верят в то, что применение «Шмеля» не могло привести к пожару, как утверждает замгенпрокурора России. Шепель постарался подстраховаться, именуя «Шмель» РПО-А. Дело в том, что литера «А» указывает на то, что в огнемете применяется заряд термобарического действия, то есть такой, который вызывает объемный взрыв, уничтожая все в помещении объемом до 90 кубических метров (из ТТХ «Шмеля»). Однако вместе с РПО-А на вооружении также стоят никем не запрещенные РПО-З (зажигательный) и РПО-Д (дымовой).
Что касается РПО-З, то он как раз предназначен для создания очагов пожара в помещениях. Внешне эти модели отличаются только одним – маркировкой на крышке тубуса. В найденных в Беслане экземплярах таких крышек могло просто не быть. Недаром, когда жители принесли тубус в прокуратуру, следователи в протоколе написали – РПО (А, З, Д), пишет Газета Ru. Но даже если применялся термобарический заряд, все эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», а не Шепелем, считают, что пожар все равно мог возникнуть. Подполковник Игорь Кравченко, эксперт той же Военной академии радиационной, химической и биологической защиты, на экспертизу которой ссылался прокурор, заявил «Газете.Ru»:
«Существуют несколько видов такого оружия: термобарический, дымовой и зажигательный. Дымовой применяют, чтобы создать дымовую завесу для ослепления противника, зажигательный, если нужно целенаправленно что-то поджечь, термобарический имеет эффект двойной – и зажигательный и взрывательный, но больше, конечно, зажигательный». «Эффект зависит от количества зарядов: если огнемет направить на здание, оно может и просто загореться, а большим количеством зарядов «Шмеля» в Чечне десятиэтажки сносили».
Заявление Шепеля о пожаробезопасности РПО-А выглядит цинично в силу того, что прокурор ничего не сказал об ужасном поражающем действии термобарического взрыва, пишет интернет-издание. Показательна фраза Шепеля о том, что опытный дом был «полностью разрушен, но не загорелся». «При взрыве в строениях и сооружениях, как правило, вызывает разрушение стен и межэтажных перекрытий. В зоне детонационных превращений термобарической смеси происходит полное выгорание кислорода и развивается температура выше 800 градусов», – из ТТХ РПО-А. Если рядом с объектом атаки «Шмеля» находились заложники, они наверняка могли погибнуть.
К тому же именно термобарический взрыв мог вызвать обрушение кровли спортзала, в чем бесланцы обвиняли военных. «Если из этого оружия стреляют в комнату, то в комнате в живых уже никто не остается. Когда я был командиром группы, если я был уверен, что в помещении нет заложников, а есть одни террористы, я бы, не сомневаясь, применял «Шмель», потому что это надежный способ не потерять своих людей. Соответственно, если там есть заложники, применение этого оружия неприемлемо», – заявил «Газете.Ru» один из экспертов.