«Я на эти руины насмотрелся досыта. И считаю, что Сибири самостоятельность нужна сильнее всего. Самостоятельные сибиряки не смогут долго ходить мимо руин и развалин, начнут что-то делать, и быстро добьются успехов. А правительство и московские патриоты уже делом доказали свою непригодность к управлению страной. Вот по этой причине для меня вопрос о необходимости Сибири даже не стоит. Надо - и все…» - пишет политолог-сибиряк Дмитрий Верхотуров.
«Достаточно проехать по железной дороге по Западной Сибири, чтобы увидеть - дорогу с обеих сторон окружают брошенные предприятия, зерновые элеваторы, станции пассажирские и станции сортировочные, вокзалы и разъезды. Руины, развалы, кучи мусора и заржавевшие механизмы, конструкции, локомотивы, вагоны...» - пишет Верхотуров.
Руины после катастрофы, с которых неспешной походкой истории уходят обитатели. Одни уходят, практически бегут на Запад, не видя перспектив ни для себя, ни для своих детей. В некоторых городах (Шарыпово) можно встретить целые улицы брошенных домов, построенных во времена еще советского строительного бума.
Демографы бьют тревогу: за 1995–2002 годы население Сибирского федерального округа сократилось на 1 084 тысячи человек («Вечерний Новосибирск», 15 марта 2005). Низкая рождаемость, болезни, бедность – все эти факторы усугубляются с Запада на Восток.
Словно вслед за человеком, стирается, уходит и природа: по не вполне ясным причинам исчезают знаменитые сибирские озера. В 1971 году число озер площадью более
«С начала 90-х годов к власти в России пришли «временщики», которым надо было быстренько что-то хапнуть и уйти. Требовать от «временщиков» какой-то осознанной позиции по отношению к развитию Сибири просто бессмысленно. Поэтому я с этим режимом не увязываю никаких надежд на будущее Сибири» - утверждает другой сторонник сибирского сепаратизма Виктор Козодой («Континент Сибирь», 13 мая 2005).