Нас положили лицом на пол, футболки задрали на голову, в таком положении мы оставались с 15 до 22 часов", "шел дождь, мы лежали головой в грязи", "они стреляли у нас над головой", "они нас били ногами и прикладами автоматов". Была обычная суббота 4 июня в Чечне, где Владимир Путин констатирует "нормализацию обстановки", село – станица Бороздиновская, расположенная поблизости от границы с Дагестаном. Судя по совпадающим рассказам нескольких десятков жителей станицы, это были ямадаевцы – бойцы чеченской милиции, сотрудничающей с российской армией, они приехали в селение на бронетехнике и легковых автомобилях.
"Они закричали "Проверка паспортов!" и собрали нас около школы. Затем они завели нас в здание и начали избивать", – рассказывает мужчина, госпитализированный с телесными повреждениями. Старик, который, по слухам, "кормил ваххабитов", был расстрелян, и его труп сожжен. Четыре дома были подожжены, 11 человек увезены в неизвестном направлении. Вчера журналист дагестанского еженедельника "Черновик" сообщил о том, что среди развалин двух сгоревших домов были найдены останки человеческих тел.
"Даже немцы, фашисты, так бы никогда не поступили!" – прокричала женщина, мужа которой увезли, а дом сожгли. "Они выгнали меня из дома и все полили бензином, – рассказывает старая женщина. – Здесь ничего не осталось. 30 лет нашей работы и наших сбережений превратились в дым! И Путин, который спокойно сидит в своем кабинете, набивает свои карманы, допускает такое! Он дал полную свободу этой милиции, чтобы царил террор, и вот результат".
Два других жителя также были избиты. "У них было самое современное вооружение, мы такого никогда не видели, – огромные гранатометы. Самое лучшее вооружение!" – свидетельствуют они. "В то время как наши мужчины лежали на земле вниз лицом, они украли все, что только смогли, – рассказывают две женщины. – Они рылись даже в карманах детей, забирали даже двухрублевые монеты".
Ямадаевцы – одно из самых мощных на сегодня, после кадыровцев, милиционное пророссийское формирование. То, как их называют, свидетельствует о том, что они подчиняются лишь своим командирам, братьям Ямадаевым, бывшим боевикам-сепаратистам в период первой чеченской войны (1994-1996), перешедшим на сторону Москвы во время второй войны, начавшейся в 1999 году. Один из братьев, Сулим Ямадаев, был избран в Думу в качестве депутата от "Единой России", партии Путина. Ямадаевцы также связаны с российской военной разведкой ГРУ: они входят в состав батальона "Восток", действующего на востоке Чечни.
Официально ямадаевцы и кадыровцы насчитывают по тысяче бойцов в каждом подразделении, но в Чечне очень часто можно слышать, что в действительности их намного больше, "несколько тысяч в каждом". Депутат Руслан Ямадаев признал, что батальон "Восток" побывал 4 июня в Бороздиновской, но он заявил, что подразделение находилось там не более четверти часа, а все обвинения являются "провокацией", чтобы его "скомпрометировать". В Гудермесе, во втором по величине населенном пункте Чечни и вотчине братьев Ямадаевых, утверждают, что эта "провокация" была предпринята с тем, чтобы распустить батальон. Одно можно утверждать наверняка: чеченские милиционеры одеты в камуфляж и очень часто действуют в масках.
Свидетельства жителей станицы Бороздиновская указывают на то, что 4 июня была проведена карательная операция, последовавшая за событиями накануне. В ночь со 2 на 3 июня был убит один старик, а глава селения была ограблен: по словам раненого в шею милиционера, охранявшего дом сельского главы, нападавшими были "8 или 10 чеченцев", вероятно чеченских сепаратистов. Они ворвались в дом старика и прокричали: "Где этот тип, который служит ямадаевцам?" Не найдя его, они убили его отца.
Через два дня целью рейда в Бороздиновскую было, прежде всего, отомстить за этого старика, но очень быстро операция превратилась в "этническую чистку", рассказывают жители, большинство которых составляют аварцы. Совсем недавно в Бороздиновской проживало 250 семей аварцев, 40 семей чеченцев и около 30 русских семей. "Когда нас уложили на землю, они спросили, нет ли среди нас чеченцев, – рассказывают жители. – Чеченцы встали, и их больше не беспокоили".
Что касается аварцев, то они поняли, что им теперь как можно скорее следует покинуть село. "Аварцы, убирайтесь в ваш Дагестан! – кричали бойцы во время операции. – Здесь должны жить только чеченцы, потому что это чеченская земля!" "В следующий раз мы возьмемся и за женщин", – угрожали они. Перепуганные аварцы, которые проживали в Бороздиновской с 1957 года, перебрались на российский КПП на границе, неподалеку от Кизляра; они говорят, что готовы покинуть свое селение, чтобы перебраться в Дагестан. "Если они хотят, мы будем жить в Дагестане, – вздыхает одна женщина, – но, боюсь, наш народ гоним повсюду, никто не заботится о нас".
В Грозном чеченские власти признали, что 4 июня в Бороздиновской операцию проводил батальон "Восток" и что там было арестовано 11 человек, "подозреваемых в повстанческой деятельности". Еще совсем недавно, в мае, Путин с радостью говорил о том, что теперь "восстановлением порядка и борьбой с терроризмом" будет заниматься чеченская милиция – "смелый, но действенный" выбор, как выразился тогда российский президент.
Лорен Мило