Чеченцы как ночной кошмар – 3

Чеченцы как ночной кошмар – 3

В предыдущей статье нашего цикла была рассмотрена одна их версий происхождения чеченцев, отстаиваемая мадам Пороховой и российскими евразийцами, верными дугинцами. Эта версия, в ряду прочих возможностей, позволяла чеченцам не только добиваться юридического уравнения чеченофобии с юдофобией, но и, разобравшись сначала с Россией, развернуть кампанию по присоединению Израиля к Великой Ичкерии в качестве одной из заморских префектур, с райцентром в Тель-Авиве. К сожалению, тут вмешались другие русские историки и вдруг обнаружилось, что с евреями у чеченцев не прямое родство, а, так сказать, двоюродное, поскольку серьезные научные позиции занимает версия о том, что мы происходим не от хазарских евреев, а от арабов. Рассмотрим эту версию, опирающуюся на научные изыскания терских казаков, среди которых, как Гулливер среди лилипутов, возвышается исполинская фигура уникального ученого А.Т. Ветрова.

 

Труд Ветрова был 10 марта зачитан в виде доклада в Академии повышения квалификации преподавателей средних учебных заведений, куда съехались члены Комитета по восстановлению Терской казачьей области. Неизвестно, присутствовали ли на этом мероприятии преподаватели средних учебных заведений, но члены Терско-казачьего Комитета, заслушав доклад Ветрова, вне всяких сомнений повысили свою квалификацию в познаниях этногенеза и истории чеченцев. Полагаем, что и самим чеченцам будет полезно ознакомиться с этими данными. Итак, послушаем историка Ветрова:

 

«Вайнахское племя, предки чечен, до Х века проживали на территории нынешней Нахичевани, которая находится южнее Армении. Это племя состояло в основном из арабских родов. Слово тейп, которое часто упоминается, арабского происхождения и означает – род. Это был сброд, который укрывался в труднодоступных горных местах и много веков занимался разбоем и грабежом, работорговлей».

 

Как мы видим, чеченцы едва ли могут рассчитывать на то, что «античеченизм» будет приравнен к «антисемитизму», хотя несколько обнадеживает то, что арабы тоже являются семитами, а наши предки, как утверждает Ветров, состояли «в основном из арабских родов». Правда, арабская версия происхождения чеченцев доказывается не так основательно, как еврейская, опирающаяся на неопровержимые материальные факты в виде старинных фотографий бухарских евреев, предъявленных публике историком-евразийцем Гавришом. Тезис Ветрова базируется на том, что чеченское слово «тейп» («род») имеет «арабское происхождение». Отметим, что чеченцы произносят это слово как «тайп», а «тейп» говорят ингуши. В арабском есть слово «тайфа», означающее «род». Однако и в чеченском языке есть слово «тайп», которое означает не только «род», но и имеет ряд других значений: «образ», «тип», «отличие (одного от другого)».

 

Жаль огорчать Ветрова, но многие лингвисты, не являющиеся терскими казаками, чеченское слово «тайп» возводят не к арабскому «тайфа», а к индоевропейским корням: к латинскому typus , древнегреческому typos и т.д., которые означают на этих языках, как и в чеченском, «прообраз», «тип», «отличие (одного от другого)». Кстати, в великий и могучий русский язык это слово («тип») проникло в XIX веке из французского type . Вполне понятно, почему древнее чеченское слово «тайп» стало обозначением кровнородственных объединений, родов. Ведь до сих пор люди отличаются друг от друга по своим фамилиям, которые в древности у всех народов были родовыми, и у многих народов остаются таковыми даже сегодня: например, у шотландцев, ирландцев и вайнахов.

 

Но вернемся к гипотезе Ветрова. Понятно, что ничем иным как «разбоем, грабежом и работорговлей» чеченцы и не могли заниматься, но почему они этим занимались именно в Нахичевани? Ветров поясняет: потому что они, то есть «предки чечен», там проживали. В Нахичевани. До Х века. Но в Нахичевани проживали еще и азербайджанцы, и даже сейчас там проживают. Странно, что сами азербайджанцы не обратили ни малейшего внимания на столь буйных соседей и не зафиксировали их многовековые злодеяния ни в одной из своих летописей или исторических сочинений. Видимо, чеченцы так ловко укрывались в «труднодоступных горах», что азербайджанцы их вообще не заметили. Но с другой стороны, трудно оставаться незамеченным, если много веков подряд заниматься «разбоем, грабежом и работорговлей» – действиями, как всякий согласится, публичными, требующими тесного (хотя и не всегда взаимовыгодного) общения с окружающим населением.

 

Другой вопрос: а где в Нахичевани горы, тем более «труднодоступные»? Округ Нахичевани – место довольно плоское, это место географы даже называют «Нахичеванская равнина». Единственная «труднодоступная» гора в тех широтах – Арарат, но знаменитая библейская гора находится не в Нахичевани, а в нескольких десятках километров от нее. Поэтому, «предкам чечен» было довольно хлопотно жить в Нахичевани, а укрываться уходить на Арарат. Видимо, пока разбойники-чечены совершали свои альпинистские походы с целью спрятаться от нахичеванцев, за их домами и имуществом приглядывали сами нахичеванцы – люди предельно добродушные и незлопамятные. Нахичеванцы, наверное, готовы были и дальше смотреть сквозь пальцы на злодейства наших неугомонных предков, но тут, по словам Ветрова, на чеченцев воспылал гневом сам багдадский халиф:

 

«В Х веке багдадский халиф, раздраженный их набегами, направил войска и изгнал их за пределы своих земель. Они перебрались по горным хребтам в Грузию, где попросили грузинских царей дать им место для проживания на юге Кавказского хребта. Грузинские цари их приняли. Но они вскоре опять начали заниматься своим исконным промыслом — разбоем, грабежами, работорговлей. После чего уже грузины вытеснили их за Кавказский хребет на северные склоны Лысых гор и на северные склоны Черных гор».

 

Вот те на! А чего это багдадский халиф всполошился, ему-то что за дело до криминальной ситуации в Нахичевани? Ведь именно в этом X веке, когда халифа охватил гнев, Нахичевань и вообще азербайджанские земли добились государственной независимости от Багдада. И багдадского халифа, по идее, должно бы только радовать, что арабы (то есть «предки чечен») устраивают в тылу «сепаратистов» разбойничий беспредел. Остается предположить, что чеченцы не только укрывались на Арарате, но и переваливали через эту гору и вторгались прямо в Ирак, хотя для этого им приходилось пересекать всю Византийскую империю, если, конечно, они не делали тысячекилометровый крюк через Иран. Если чеченцы набегами и бесчинствами довели «своих арабов» до белого каления, то можно представить себе, какие «транзитные» злодеяния они вытворяли в Византии или Иране!

 

Впрочем, византийцы и иранцы смотрели на набеги «предков чечен» не менее беспечно, чем нахичеванцы, так что именно багдадскому халифу пришлось ополчиться против наших предков и «изгнать их за пределы своих земель». Это было не очень трудно, потому что, живя в Нахичевани, чеченцы, собственно и не были включены в пределы земель Багдадского халифата – ни в географическом, ни в административном смыслах. Но вот что странно: изгоняя «чеченов» из Багдадского халифата, чьими гражданами они вообще не являлись, халиф почему-то загнал их прямиком в свой халифат, потому что Грузия в X веке являлась ничем иным, как Тбилисским эмиратством в составе Багдадского халифата. Неизвестно, по каким «горным хребтам» изгнанные чеченцы перебрались в Грузию, но еще более загадочным выглядит упоминание Ветровым «грузинских царей». В X веке в Тбилиси сидели не «грузинские цари», а, как уже упоминалось, Тбилисские эмиры, чистокровные арабы по происхождению. Кстати, один из этих эмиров, Исхак бен Исмаил, поднял в 940-м году неудачное восстание против Багдадского халифа – явно не без деятельного участия неугомонных чеченцев.

 

Возможно, Ветров именно этих арабских эмиров и называет «грузинскими царями», но даже это объяснение не развеивает полностью загадочность описываемых событий. Дело в том, что нигде в истории неизвестен случай, чтобы эмиры ли, цари ли правили какой-нибудь страной все сразу, так сказать, «дружным коллективом». Цари и эмиры, как всем известно, правят по очереди – сначала правит один царь или эмир, а потом, через какое-то время, начинает править другой царь (или эмир), как правило – сын усопшего или свергнутого монарха. Но, как бы то ни было, чеченцам неслыханно повезло – их ходатайство к рассмотрению принял не один царь, а целый конгресс грузинских царей, положительно решившие этот вопрос.

 

Понятно, что чеченцы, устроившись в гостеприимной Грузии и немного отдышавшись, по словам Ветрова «вскоре опять начали заниматься своим исконным промыслом — разбоем, грабежами, работорговлей». Понятно также, что таинственным «грузинским царям» ничего не оставалось, как подхватить эстафету у Багдадского халифа и, разозлившись на чеченцев, «вытеснить их за Кавказский хребет на северные склоны Лысых гор и на северные склоны Черных гор». Но о дальнейших приключениях чечено-арабов (или арабо-чеченов) на Лысых горах мы расскажем в следующий раз.

 

Адлан Бено,

Чеченпресс

 

(Продолжение следует)