Торжества в Москве проходят именно тогда, когда приверженность Путина демократии и свободе поставлена под сомнение, отмечает газета Finansial Times. Это создает дилемму для мировых лидеров. Имеют ли они дело с Россией ради того, чтобы удержать Путина на верной дороге? Или дистанцируются, оказывают давление и рискуют получить ответную реакцию? Между тем и США, и Европейский союз проводят в отношении России сходную политику участия, но подход у них различается: США нагнетают критику, в то время как ЕС больше склоняется к коллаборационизму.
США усиливают критику "отхода России от демократии", начиная с февральского визита Буша в Европу и его встречи с Путиным в Братиславе. Происходит это отчасти из-за партийного давления внутри страны. У этих опасений есть основания, хотя, как отметила во время апрельского визита в Москву госсекретарь США Кондолиза Райс, Россия далека от возвращения к временам СССР. Однако, как сказала Райс, последние политические тенденции в России не вселяют оптимизма.
Путин в последнее время сконцентрировал в своих руках еще больше власти. В США все громче звучат требования ужесточить подход. Два конгрессмена из Калифорнии вносят в палату представителей законопроект об исключении России из "восьмерки" промышленно развитых стран в случае ее несоответствия международным стандартам демократии. Два известных сенатора, республиканец Джон Маккейн и демократ Джо Либерман внесли аналогичный законопроект в сенат. В ходе визита 9 мая Буш, видимо, будет играть роль "доброго полицейского", тогда как Райс в апреле явно была "злым полицейским".
Тем не менее, администрация Буша посылает определенный сигнал: в ходе поездки президент посетит не только Россию, но также Латвию и Грузию (Латвию уже посетил – КЦ). Европейский подход резко отличается от американского. В марте Шредер, Ширак и премьер-министр Испании Хосе Родригес Сапатеро обедали с Путиным в Елисейском дворце. Атмосфера на обеде была приятнее, чем на встрече Путина с Бушем несколькими неделями раньше в Братиславе.
Сапатеро тактично говорил о своем уважении "внутренней политики любой страны". Ширак и Шредер - пожалуй, главные союзники Путина в Западной Европе - подчеркивали важность сотрудничества с Москвой и обходили молчанием такие острые углы, как война в Чечне. Хотя политика ЕС является предметом внутренних разногласий, и новые члены, такие как Польша и страны Балтии, добиваются ужесточения позиции в отношении Москвы, коллаборационистский подход крупных европейских государств берет верх.
В основе этого подхода лежат две предпосылки. Во-первых, экономическое будущее ЕС связано с Россией, которая на 20% обеспечивает потребности Евросоюза в газе, а к 2020 году эта доля может удвоиться. Во-вторых, сотрудничество - это лучший способ добиться от России реформ. Во вторник, на следующий день после торжеств, ЕС и Россия проведут саммит, на котором подпишут четыре важных соглашения об укреплении сотрудничества в сферах экономики, безопасности, дипломатии и научных исследований.
Несмотря на прежние возражения, Москва в соглашениях обещает защищать свободу печати. В ответ ЕС смягчил формулировки, касающиеся "общих соседей", которые подразумевали, что Москва и Брюссель берут на себя обязательства помогать таким странам, как Украина. Представители ЕС утверждают, что соглашения исподволь уводят Россию от ее прежних представлений о естественной сфере влияния в республиках бывшего СССР. Акцент переносится на "стратегическое партнерство" между Россией и ЕС.