«В настоящее время президент Владимир Путин является самым известным в мире ренегатом в вопросах политической и экономической либерализации», - пишет Джефрей Гартен - декан факультета в Школе управления Йельского университета Гартен, который занимал руководящие посты в экономических и внешнеполитических ведомствах при администрациях Никсона, Форда, Картера и Клинтона.
"Как должен реагировать на это Запад", - поясняет Гартен? "Дебаты на эту тему приняли ожесточенный характер, когда совсем недавно два высокопоставленных американских сенатора, Джон Маккейн и Джозеф Либерман, предложили проект резолюции от имени обеих партий о приостановке членства России в Большой Восьмерке, клубе ведущих индустриальных держав, если Путин не сменит курс. Администрация Буша в ближайшие недели должна решить, что делать. Позволяя Путину занять этот пост, Большая Восьмерка в определенной степени рискует своим авторитетом. Своей репутацией рискует и администрация Буша, сделавшая ставку на продвижение демократии.
Россия идет явно не в ногу с членами Восьмерки в направлении формирования более открытого политически и экономически общества. Путин завладел почти абсолютной властью над своей огромной страной. Он подавил значительную часть российских свободных средств массовой информации и заменил избранных региональных руководителей своими назначенцами. Он предпринимает шаги по ренационализации российской нефтедобывающей промышленности, осуществляя их такими способами, которые вызывают серьезные сомнения в его приверженности нормам права.
Он вмешивался в ход президентских выборов на Украине, он поддерживает тоталитарных руководителей в Белоруссии и других бывших советских республиках. Президенту Бушу следует попытаться воспрепятствовать получению Россией титула руководителя этой группы в июле сего года, а также проведению саммита Большой Восьмерки летом 2006 года в Санкт-Петербурге, как это запланировано на сегодняшний день. Совершенно очевидно, что сторонники жесткой линии осмелели.
Позволяя России встать у руля Большой Восьмерки, мы только вселяем в нее уверенность в том, что никаких международных последствий для ее действий не будет. В конце концов, Россия не собирается реагировать делами на слова о важности демократии в 21-м веке, а со стороны Буша во время февральской встречи с Путиным прозвучали лишь слова. На Кремль необходимо оказывать более действенное давление".