Кавказские награды России (ч. 4)

Кавказские награды России (ч. 4)

Серебряная и бронзовая медаль «За покорение Западного Кавказа»

Дата 25 августа 1859 года, на которую, якобы, приходится «знаменательная победа» царских войск в дагестанском ауле Гунибе, являвшемся последним укреплением Имама Шамиля, вошла во все учебники российской исторической науки как день «завершения» войны Империи с Имаматом. После «покорения» Чечни и Дагестана русские колонизаторы принялись за «усмирение» горцев Западного Кавказа, которые продолжали оказывать оккупантам ожесточённое сопротивление (особенно в прибрежных районах Чёрного моря между Адлером и Гагринским мысом).

 

Из исторической справки о войне России на Кавказе в 1859-1864 годах:

 

«В ноябре 1859 года (после пленения Имама Шамиля) капитулировали основные силы черкесов (до 2 тыс. человек) во главе с Мухаммад-Эмином. Земли адыгов перерезала Белореченская линия с крепостью Майкоп. В течение 1859-1861 годов здесь проводилось устройство просек, дорог и заселение отобранных у горцев земель.

 

В середине 1862 года сопротивление адыгов усилилось. Желая узнать положение дел на Кавказе, 11 сентября 1862 года в Тифлис прибыл сам император Александр II. Переговоры с горцами ни к чему не привели. Тогда на покорение западной части Кавказского хребта и прилегающих к нему районов были брошены огромные военные силы под командованием генерала Н.И. Евдокимова.

 

К концу 1863 года вся Кубанская область была покорена. И только приморские черкесы, населявшие долины рек Мзымты (у Адлера), Сочи и находящиеся между ними глухие ущелья, оказывали упорное сопротивление, принимая на себя порой безысходную, жестокую участь. Когда некуда уже было отступать, они, связанные между собой ремнями, целыми гроздьями бросались в пропасть, только бы не попасть в плен. Женщины-горянки дрались с особым остервенением, не уступая мужчинам в сражениях с русскими.

 

Оттеснённые к морю или загнанные в горы, черкесы и абхазы были вынуждены переселяться на равнину под надзор русских властей или эмигрировать в Турцию. Всего Кавказ покинуло до полумиллиона адыгов, черкесов и абхазов.

 

К 1864 году русские власти установили прочный контроль над Абхазией, а 21 мая 1864 года отряд генерала Евдокимова занял последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов - урочище Кбааду (ныне посёлок Красная Поляна Ростовской области) в верховьях реки Мзымта».

 

Дата 21 мая 1864 года записана в российской истории как «последний день русско-кавказской войны», хотя военные действия на Западном Кавказе продолжались до конца 1864 года. А восстания горцев в Чечне и Дагестане против царского режима происходили вплоть до распада Российской империи (например, крупное восстание в Чечне под предводительством Имама Алибека-Хаджи Зандакского в 1877 году).

 

В честь «окончательного завершения» русско-кавказской войны «высочайшим» указом императора Александра II от 12 июля 1864 года была учреждена специальная медаль «За покорение Западного Кавказа» (на фото).

 

На лицевой стороне медали - поплечное, влево обращённое изображение Александра II с пышными бакенбардами; под обрезом плеча видна мелкая подпись мастера: «Н. Козинъ Р.» (имеется в виду «Н. Козин резал»). На оборотной стороне, по окружности медали, сделана крупная надпись: «За покоренiе Западнаго Кавказа»,  замкнутая внизу изображением четырёхлистника. Внутри круговой надписи, по горизонтальному диаметру, в одну строку указаны годы: «1859-1864», означающие время ведения царской армией основных наступательных действий до «полного присоединения» Западного Кавказа к Российской империи.

 

Медалью «За покорение Западного Кавказа» награждались: все чины Кавказской армии и «туземной милиции» от рядового солдата до генерала, принимавшие непосредственное участие в военных действиях против горцев Западного Кавказа в течение 1859-1864 годов; так называемые «добровольцы» из числа местных национал-предатетелей, различные волонтёры и нестроевые нижние чины, которые находились во время военных действий при войсках и участвовали в боевых операциях; чиновники военного и гражданских ведомств, находившиеся в войсках по делам службы; а также многочисленные медики и священники, исполнявшие свои служебные обязанности во время карательных походов царских войск против народов Западного Кавказа. А с 2 ноября 1864 года право на награждение этими медалями получили и чины морского ведомства, принимавшие участия в сражениях с горцами.

 

Всего было отчеканено на Санкт-Петербургском монетном дворе 211 тысяч (!) серебряных медалей «За покорение Западного Кавказа», не считая десятки тысяч её разновидностей из серебра и бронзы частного чекана. Носили эти медали на груди - на комбинированной ленте орденов св. Александра Невского и св. Георгия Победоносца. А по новому положению от 13 августа 1911 года, все лица, получившие в тех «исторических сражениях» ранения и контузии, стали носить их с бантом из такой же «Александровско-Георгиевской ленты».

 

О том, какое значение придавали русские колонизаторы «покорению» Кавказского края и «усмирению» его народов, свидетельствует и то, что, помимо медалей «За покорение Чечни и Дагестана», «За покорение Западного Кавказа», выпускались и другие «знаки отличия», в частности: георгиевские трубы «За отличие при покорении Восточного Кавказа в 1859 г.», георгиевские рожки «За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 г.», а также георгиевские знамёна с лентами и аналогичными надписями. Всеми этим «знаками отличия» был награждён, например, так называемый «Апшеронский полк» пехотинцев «его императорского высочества», сформированный в 1724 году как мушкетёрский.

 

И ещё. В Государственном историческом музее России по сей день хранится и регулярно выставляется сабля князя Барятинского с гравировкой: «В память покорения Кавказа». А в одном из залов этого музея вывешен большой портрет другого «покорителя» Кавказа с провокационной надписью: «Смирись, чечен, - идёт Ермолов».

 

(Продолжение следует)

 

Визирхан Махмадов,

для «Кавказ-Центра»