Эту заметку меня заставила написать заурядная, в общем-то, история. 26-летний американский гражданин Джереми Хинзман, желая поднакопить денег на учебу в колледже, завербовался в армию и отправился воевать в Ирак. Война в Ираке, «эта кровавая бойня», не понравилась рядовому Хинзману и он дезертировал. И сбежал в Канаду, потому что в США за дезертирство ему «светит» тюремное заключение. Хинзман оказался первым дезертиром из армии США, попросившим в Канаде статус беженца. Теперь таких американских дезертиров в Канаде сотни. И все они ждут, как власти Канады отнесутся к ходатайству Хинзмана, потому что от этого решения зависит и их судьба.
Дезертирам внушало оптимизм то, что в годы Вьетнамской войны на территории Канады без особых проблем получали убежище тысячи граждан США, не желающих служить в армии. Однако власти Канады отказались предоставить Хинзману статус беженца, мотивируя свой отказ тем, что во время Вьетнамской войны американскую молодежь отправляли на войну в принудительном порядке, а на Иракскую войну едут только добровольцы-контрактники, желающие подзаработать денег. Теперь адвокат Хинзмана Джеффри Хаус собирается подать апелляцию, потому что на родине его клиенту грозят до пяти лет тюрьмы.
Такая вот история с незавершенным финалом. Но примечательно в ней то, что в ходе обсуждения всех ее юридических и моральных коллизий в западных СМИ очень часто всплывала «чеченская тематика». Би-Би-Си задается вопросом: «А что, если бы Хинзман был российским солдатом, бежавшим в Канаду от войны в Чечне?». На этот вопрос отвечает профессор университета в Торонто Эдрейн Макклин, заявляя, что на территории Канады получили статус беженцев немало российских военнослужащих, дезертировавших из войсковой группировки в Чечне. Причем, предоставление статуса беженцев российским военнослужащим происходит независимо от того, являются ли они контрактниками или солдатами-срочниками.
Почему канадские власти так легко дают приют российским солдатам, участвующим в войне в Чечне, отказываясь делать это по отношению к американским дезертирам, бежавшим из Ирака? Вот как отвечает на этот вопрос адвокат Хинзмана Джеффри Хаус: «Операции русской армии в Чечне настолько ужасны, что никто не обязан в них участвовать. Эти действия противоречат всемирным гуманитарным нормам. Поэтому российские солдаты могут обратиться к Англии или Канаде – в обеих странах у них есть шанс стать политическими беженцами». Ответ этот тем более ценен, что дает его адвокат Хинзмана, который, по логике вещей, должен бы настаивать на том, что именно в Ираке, откуда дезертировал его клиент, идет самая ужасная война. Но и Хаус признает, что ужасы Чечни несопоставимы ни с чем, даже с войной в Ираке, хотя его клиент и называет эту войну «кровавой бойней».
А теперь задумаемся над этой ситуацией. Российский военнослужащий, дезертировавший из Чечни, без особых затруднений получает статус беженца в Канаде или Англии. Потому что власти этих стран признают, что «операции русской армии в Чечне настолько ужасны, что никто не обязан в них участвовать». Иными словами, зверства русских солдат в Чечне настолько ужасны, что канадские и английские власти даже самих этих солдат считают страдальцами и охотно дают им приют как жертвам войны. Но тут невозможно не спросить: а как насчет самих чеченцев? Они-то ведь являются объектом этих жестокостей, жертвами «ужасных операций русских в Чечне». Мы уж не говорим о том, что жертвы зверств, исходя из элементарной справедливости, нуждаются в убежище больше, чем их палачи. Но почему хотя бы не уравнять права чеченских беженцев, спасающихся от ужасов, творимых русскими солдатами, с правами самих этих солдат?
Вот тут в ответ наступает звенящая тишина. Тысячи чеченских беженцев – женщин, детей, стариков, молодых инвалидов со следами жутких пыток на теле, одиноких людей, потерявших свои семьи под бомбами и снарядами, жертв «зачисток», родственников бойцов Сопротивления, которым грозит участь стать заложниками – все эти люди по нескольку лет обивают пороги всяческих УВКБ ООН в Азербайджане, Грузии, Турции, Казахстане и т.д. Домой они не могут вернуться, потому что дома их ждут те самые «ужасные операции русской армии», о которых говорит адвокат Хаус. На чужбине абсолютное большинство из них влачит полунищенское существование на убогие подачки благотворительных организаций, но, тем не менее, международный статус беженца получают лишь десятки среди этих тысяч, а выехать на Запад удается только отдельным счастливчикам среди них.
Между тем, русский наемник, пресытившийся кровью, или обуреваемый угрызениями проснувшейся совести (такое тоже может быть), может приехать в тот же УВКБ ООН, около которого годами толпятся чеченские беженцы, и, оттолкнув от окошка женщину, чьих детей и мужа он убил, легко получить статус беженца, жертвы войны. И выехать для проживания в Канаду, Англию, или в любую другую демократическую страну, правительства которых с таким сочувствием относятся к жертвам войны. Ситуация не просто несправедливая, а настолько иррациональная, что для ее объяснения недостаточно даже расизма (потому что на Западе легко находят приют африканцы и азиаты), даже религиозной ненависти (потому что иракцы или афганцы выезжают на Запад без особых хлопот). Здесь следует искать какие-то другие, более глубинные объяснения. И невольно закрадывается мысль о том, что лидеры стран Запада и Востока пришли в соглашение с Кремлем и всерьез задумали – по каким-то тайным соображениям – добиться полного уничтожения чеченского народа.
Однако чеченцам этой угрозы совсем не следует страшиться, а, совсем напротив, всем сердцем возрадоваться и просить Всевышнего, чтобы все так и оказалось. Потому что только в такой ситуации всеобщей несправедливости по отношению к чеченцам, у нашего народа есть шанс оказаться объектом предсказания, оставленного грядущим поколениям мусульман нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха!):
«В день Суда придет народ, чей иман будет удивительным. Им скажут: «Ради вас благостная весть, мир вам! Возрадуйтесь с входом в рай навсегда. Ангелы, пророки, люди будут завидовать им». Асхабы спросили: «О, пророк Аллаха! Кто они?». Пророк ответил: «Они не от нас и не от вас. Они появятся в таком периоде времени, когда люди оставят Книгу Аллаха и Сунну. Они вооружатся Кораном и Сунной, дадут им новую жизнь, будут читать и обучать этому других. Они будут страдать на этом пути страшными мучениями, больше, чем вы. Иман одного из них равняется иману сорока из вас, и их один шахид равняется сорока вашим шахидам. Вы найдете помощников в делах истины, а они совсем не найдут помощников. Они будут со всех сторон окружены несправедливыми людьми, и они будут находиться в углах спасения Байтулмукъаддаса. В таких условиях к ним придет помощь Аллаха, и ими будет поднята честь Ислама». И Пророк попросил Аллаха: «О Аллах, дай им победу и сделай их сопровождающими со мной на реке Кавсар».