Русско-Кавказская война никогда не заканчивалась

Русско-Кавказская война никогда не заканчивалась

Уже первое крупное столкновение русских войск с чеченцами у села Эндери в ходе петровского похода  в 1722 году обернулось для русских поражением: «Впервые российские регулярные войска столкнулись с этим народом в его родных лесах, и результат был зловещим» - написал в этой связи Д. Бадделей в книге «Русские завоевания».

 

Но поражение не остановило имперские амбиции России. Новые волны агрессоров вторглись в пределы свободных народов Кавказа. Кавказское Сопротивление агрессорам возглавил чеченец из Алдов Шейх Мансур (Ушурма), который стал выразителем назревшей к 1784 году народной воли к священной войне – Газавату, вызванной как вторжением врага, так и невыносимым существованием в условиях экономической блокады.

 

Горные районы Северного Кавказа, где густонаселённость  сочеталась с суровыми природными условиями, оказались практически полностью отрезанными от традиционных экономических партнёров –  плодородных равнин Кубани, долин Терека всё удлиняющейся цепью русских крепостей. Любой хозяйственный обмен жёстко пресекался местными оккупационными властями.

 

К концу 1785 года под знамена Шейха, а затем и Имама Кавказа Мансура, призывавшего к жизни по Шариату, перешло около 12000 человек; движение охватило весь Северный Кавказ. Когда родной аул имама сожгли русские войска, Мансур ответил невиданной доселе по размаху операцией, в ходе которой был полностью вырезан полк российского военачальника Пьери. Река Сунжа стала красной от крови поверженного противника.

 

Именно имаму  Мансуру впервые удалось перенести крупномасштабные боевые действия на территорию врага, который к тому времени уже оккупировал значительные территории Северного Кавказа.

 

Идеи имама Мансура не исчезли после его гибели. Новые лидеры подхватили зная Газавата в войне за освобождение Кавказа. «Мы никогда не имели на Кавказе более грозного и опасного врага, чем Шамиль» - признавал в 1841 году русский генерал Головин.

 

Не в силах справиться с мятежными народами военным путём, русская империя прибегла к депортационной политике: в 1844 году от нового форта Воздвиженское на реке Аргун до селения Ачхой была построена линия укреплений под названием «Великая Российская дорога». Чеченцы, жившие между этой линией и рекой Сунжа, были насильственно изгнаны на юг, в горы. А после окончания Крымской войны началась массовая депортация чеченцев с Кавказа. В то время даже существовал план переселения всех чеченцев в степи севернее Севастополя, к счастью, неосуществлённый.

 

С1856 по1864 год около 600000 представителей мусульманских народов Кавказа покинули родину, переселившись в Оттоманскую империю.

 

В 1860 году в Турцию уехало 81360 чеченцев.

 

В 1865 году вторая волна эмиграции сократила численность чеченцев в Чечне еще на 22500 человек.

 

Таким образом, в изгнании оказалась практически 1/3 всего народа. Многие из них погибли от голода и болезней.

 

К началу XX века обозначился ещё один аспект дискриминации: 60000 казаков имели на душу населения вдвое больше земли, чем 948000 горцев, при этом чеченцы и ингуши оставались самыми бедными народами на Северном Кавказе. Двойные стандарты практиковались и в судопроизводстве: смертная казнь назначалась преимущественно горцам, в то время как за аналогичные преступления на казаков налагалась лишь дисциплинарная ответственность.

 

Но это лишь способствовало усилению духа кавказской идентичности, и одной из первых о своём суверенитете заявила образовавшаяся после революции Горская республика, объединявшая Чечню, Ингушетию, Осетию, Кабарду, Балкарию, Карачай и признанная Германией, Австро-Венгрией и Турцией. Её президентом стал чеченский предприниматель Тапа Чермоев.

 

В 1921 году Горская республика стала советской: в обмен на лояльность большевистскому правительству Сталин пообещал ей независимость, возвращение отобранных царским правительством земель и соответствующую нормам Шариата конституцию.

 

Нет ничего удивительного в том, что эти обещания были незамедлительно нарушены: летом 1922 года в республику были введены войска «с целью разоружения населения», что само по себе применительно к Кавказу, где ношение оружия составляет неотъемлемую национальную традицию, было абсурдным и являлось только поводом для силовых акций. Протест населения был подавлен в ходе жестоких карательных операций, а суверенитет республики ликвидирован.

 

Ключевым элементом подавления горского сопротивления стала русификация, целью которой было создание этнических групп, размер которых был бы достаточен для поддержания этнической самобытности, но слишком мал, чтобы противостоять русификации и включению в состав «российской общности». Одним из средств русификаторской политики  было беспрерывное изменение границ автономных областей и республик и создание искусственного демографического перевеса русского населения над чеченцами и ингушами.

 

Другой метод затрагивал важнейшую для нации языковую сферу. Арабская графика чеченского языка была запрещена и в 1928 – 1929 годах письменность была переведена на латиницу. Следующим этапом стало постановление 1938 года о переходе народов Северного Кавказа, в том числе и чеченского, на кириллицу и введение во всех школах СССР обязательного изучения русского языка. После этой поэтапной манипуляции чеченский язык был объявлен коммунистами бесписьменным языком.

 

Чеченские книги (тяптары), написанные на арабском и чеченском языках (с использованием арабского алфавита) изымались у населения, как религиозная реакционная литература. Позже, в 1944 году, после депортации чеченцев, все письменные документы чеченского народа (в том числе ценнейшие труды по астрономии, медицине, истории, литературные и религиозные издания) были уничтожены и сожжены в Грозном, на площади Ленина перед зданием Обкома компартии.

 

Продолжение следует….

 

В. Алия

 

Отдел писем

«Кавказ-Центр»