Революция в Киргизии может спровоцировать гражданскую войну?

Революция в Киргизии может спровоцировать гражданскую войну?

Протесты оппозиции в Киргизии способны спровоцировать скорее гражданскую войну, нежели мирную смену власти в украинском стиле, говорят российские аналитики, которые в общем отражают настроения и видение ситуации в Кремле.

 

Гражданские волнения все шире распространяются по Киргизии, а конкуренция господствующие в регионах кланов способна усилить конфронтацию между оппозицией и властями пятимиллионной горной страны.

 

В отличие от мирных "революций" на Украине в прошлом году и в Грузии в предыдущем, киргизские оппозиционные активисты обратились к насильственным методам, захватив два города на юге, пишет Рейтер, анализируя события в этой стране.

 

Кризис, спусковым механизмом которого стали парламентские выборы, расцененные Западом как прошедшие с нарушениями, высветил напряженность в отношениях между бедным киргизским Югом и несколько более обеспеченным Севером, где расположены столица - Бишкек и резиденция правящего страной 15 лет президента Аскара Акаева.

 

"Если власти и оппозиция не смогут достичь компромисса и ситуация выйдет из-под контроля, кошмар гражданской войны станет реальностью", - сказал агентству Рейтер Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги.

 

Не имеющая единого центра киргизская оппозиция, требующая отставки Акаева, призвала к акциям протеста по всей стране после того, как потерпела неудачу в двух турах парламентских выборов в феврале и марте.

 

Однако пока не ясно, кто контролирует - если вообще кто-нибудь контролирует - толпы, применявшие дубинки, булыжники и "коктейли Молотова" при захвате административных зданий в Оше и Джалалабаде.

 

"К сожалению, ситуация начала выходить из-под контроля", - сказал один из оппозиционных лидеров, экс-премьер-министр Курманбек Бакиев, назвавший положение дел "взрывоопасным" более чем когда бы то ни было.

 

Несмотря на схожесть мотивов - недовольство итогами выборов - вовлеченность в процесс интересов региональных и клановых элит вносят в киргизские события отличие от украинских и грузинских, говорят эксперты.

 

В последние годы северные кланы, поддерживающие Акаева, заняли ключевые позиции в местной экономике и политике, оттеснив выходцев с Юга, ставшего опорой нынешней оппозиции.

 

"Нынешний кризис больше отражение старой межрегиональной розни, в которой политическая риторика используется для маскировки", - считает заведующий отделом Средней Азии и Кавказа Института СНГ Андрей Грозин.

 

Состав оппозиции также показывает сильное влияние регионального фактора в текущей конфронтации.

 

"Оппозиция - смесь вестернизированной элиты, реформаторов в советском духе и униженных южан", - говорит Малашенко.

 

Отсутствие явного оппозиционного вожака, популярного в большинстве районов страны, делает мирный революционный сценарий маловероятным в Киргизии, добавляет он.

 

Акаев, который дал оппозиционным силам больше возможностей по сравнению с властями соседних Узбекистана и Таджикистана, предупредил, что Киргизия из-за этнических и клановых составляющих ее устройства - опасное место для экспериментов с "бархатными революциями", способных привести к гражданской войне.

 

Аналитики говорят, что у повстанцев на юге нет шансов получить поддержку на севере и что перспективы бесспорной победы оппозиции тоже маловероятны, однако подавление выступлений с помощью силы подрывает имидж Акаева как либерала.

 

"Акаев и оппозиция понимают, что никто не получит выгоды от слишком долгой конфронтации и мы ожидаем, что на какой-то стадии начнется политический торг", - сказал Малашенко.

 

Администрация Акаева заявила в понедельник, что готова к переговорам с оппозицией и приказала пересмотреть итоги голосования на юге.

 

"Президент поручил главам ЦИК и ВС обратить особое внимание на те округа, где итоги выборов вызвали резкий общественный резонанс, тщательно разобраться в ситуации и открыто сказать людям, кто прав, а кто виноват", - говорится в сообщении пресс-службы президента Киргизии.

 

Юг Киргизии сам издавна раздираем этническими противоречиями между киргизами и полумиллионной узбекской диаспорой, приведшими к кровавым столкновениям со смертельными исходами в последнее десятилетие Советского Союза.

 

"В настоящее время узбеки (в Киргизии) стараются дистанцироваться от движения протеста, что смягчает этнический элемент чрезвычайных событий", - говорит Грозин.

 

Тем временем президент Киргизии Аскар Акаев во вторник впервые выступил публично с момента захвата оппозицией контроля над югом страны, назвав легитимным новый парламент, большинство в котором получили его сторонники.

 

Ранее во вторник Центризбирком огласил официальные результаты, позволяющие новому Жогорку Кенеш начать работу: в 75-местный парламент избрано 69 депутатов. Лишь трое из них представляют оппозицию.

 

"Я с большим удовлетворением хотел бы подчеркнуть высокую и неоспоримую легитимность избранного состава депутатов, - сказал Акаев, выступая перед составом новоизбранного парламента.

 

"Они получили свои мандаты на основе подлинно демократических, конкурентных, открытых, прозрачных и честных выборов. Для всех кандидатов, участвовавших в борьбе, были предоставлены равные возможности".

 

Итоги парламентских выборов, которые Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе сочла прошедшими с нарушениями, спровоцировали массовые волнения на юге, поставив Киргизию перед угрозой гражданской войны.

 

Однако Акаев, представители которого ранее заявили о возможности диалога с оппозицией назвал политический кризис временным явлением.

 

"Нынешняя переходная ситуация в республике - это временное преходящее явление. Уверен, что активными совместными мерами нам удастся ее быстро локализовать", - сказал он.

 

Акаев назвал сторонников оппозиции "экстремистскими и маргинальными силами", которые пытаются навязать обществу "ущербные идейные установки и ценности".

 

"Все это сознательно направлено на провоцирование властей к жестким силовым акциям. В этой связи хотел бы твердо заявить, что я как президент никогда не пойду на такие меры. Мы уверены в своей правоте и поддержке широких народных масс", - сказал президент.

 

В октябре в стране должны пройти президентские выборы, на которых руководящий Киргизией почти 15 лет Акаев не вправе баллотироваться. Оппозиция считает, что он может использовать лояльный парламент, депутатами которого избраны многие лояльные президенту фигуры, а также его сын и дочь, для изменения законодательства с целью сохранения власти.

 

Отдел сотрудничества и СМИ

«Кавказ-Центр»