Сегодня в Женеве открывается 61-ая сессия Комиссии ООН по правам человека. Россия уже предупредила Европейский союз и США о недопустимости внесения на очередную сессию проекта резолюции по ситуации в Чечне. Позицию российского МИДа в интервью Радио Свобода комментирует руководитель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов:
- Александр, накануне замминистра иностранных дел России Юрий Федотов заявил, что Россия хоть и не отказывалась и не отказывается от сотрудничества с международным сообществом по чеченскому вопросу, но спекулировать на теме соблюдения прав человека в Чечне и "пытаться извлекать из этого какие-то политические, конъюнктурные дивиденды мы никому не позволим".
- То есть Россия сейчас предостерегает Европейский союз и США от попыток использовать сессию Комиссии ООН по правам человека для обсуждения чеченского вопроса. Для чего это нужно российским чиновникам.
- Видите ли, у нас последние недели, месяцы новая или, наоборот, очень старая мода общения с мировым сообществом - мода "Эллочки-людоедки". "Не учите меня жить!" - вот эта фраза повторяется при каждом удобном случае. Вместо того чтобы воспринимать сотрудничество с международными организациями как некий и, кстати, очень удобный для России способ выявления болевых точек и урегулирования соответствующих расхождений между российской практикой и теми обязательствами, которые Россия на себя взяла, входя в международные организации, вместо этого дается гневная отповедь, и выглядит это не очень солидно. Желающих, чтобы их не учили жить, в Комиссии ООН по правам человека очень много. И на самом деле в ожидании будущего компромисса - "вы нас не журите за это, а мы вас не будем журить за ваши сложности" - России удавалось в последние годы добиваться того, что резолюции в отношении России не выносили. По сути дела Россия требует продолжения того же самого, может быть, даже более жестко, чтобы и не обсуждалось ничего.
- Тем не менее, каких-то конкретных шагов ООН после заседания Комиссии ООН по правам человека можно ли ожидать в отношении России?
Все будет зависеть от хитрого дипломатического торга между разными делегациями. Если же даже резолюции будут приняты, они не дадут прямого действия, но это будет оценка на высшем мировом уровне того, что у нас, собственно, происходит. И надо заметить, что если Россия хочет стать мировой державой XXI века, она должна соответствовать стандартам. А имидж через вынесение неприятных диагнозов и лечение тех болезней, которые у нас обнаружены, мы к этим мировым стандартам не приблизим.