На Путина обрушится вертикаль его власти

Путин настолько многолик, что мало у кого и в России, и за ее пределами есть внятный ответ на вопрос: кто на самом деле этот человек? И это может повлечь за собой проблемы, пишет американский еженедельник Newsweek, перевод статьи которого публикует Inopressa. Все в России зависит от одного человека, говорит известный в России телеобозреватель Владимир Познер. За границей Путин видит признаки того, что Запад берет Россию в кольцо. Последний пример - украинская "оранжевая революция", которая вывела страну, издавна называвшуюся Малороссией, из орбиты России, по направлению к членству в НАТО и Европейском союзе.

По данным Newsweek, о прошлогоднем решении Путина назначить премьер-министром Михаила Фрадкова, никому не известного бюрократа, работавшего в Брюсселе, знали лишь четыре человека. Практически никто не осмеливается возражать Путину. Все видели, что произошло с Андреем Илларионовым в конце декабря, когда он высказался против решения Путина назначать, а не избирать губернаторов. "Конкуренция в политике не менее важна, чем конкуренция в экономике, - заявил на пресс-конференции главный экономический советник Путина. - Ограничение конкуренции - во всех сферах жизни - ведет только к одному: к застою".

Не прошло и недели, как он был смещен с поста представителя России в "Большой восьмерке". Обособленность - лишь один признак нынешней паранойи Путина. Вторым является степень, в какой он является заложником склок внутри собственной администрации. Внешнему миру Путин кажется всемогущим. Он консолидирует в своих руках все больше власти. Парламент, где доминирует его партия, в которой личная лояльность ставится превыше всего, стал его инструментом. Но российский президент, как и российские цари, является заложником придворных интриг. Рейтинг Путина снизился с прошлогодних 65% до нынешних 43%. Путин стал другим человеком, утверждает один из его советников: "Он утратил свою решительность. Похоже, что он слегка паникует".

Как кажется Путину, его мир рушится. Это началось в сентябре, когда в Беслане захватили школу, а неумелая операция по спасению заложников привела к гибели более 300 человек. "Он не доверяет никому", - говорит автор новой биографии Путина Андрей Колесников. Ощущение осады усилилось в декабре, когда Виктор Ющенко победил на президентских выборах на Украине, несмотря на масштабные махинации, организованные правящей партией, опирающейся на Москву, а также личную и финансовую поддержку, которую Путин оказывал его сопернику. Российские силовики винят во всем Вашингтон. События на Украине, а до этого - в Грузии, по их мнению, являются частью масштабного "заговора" США и Западной Европы, направленного на изоляцию и "сдерживание" России. Однако другие возлагают вину на советников Путина.

Они утверждают, что кремлевские пропагандисты проделали такую огромную работу, изображая дважды судимого преступника Виктора Януковича подходящим кандидатом на пост президента, что Путин поверил в это. "Приятно было бы считать, что это американский заговор, но мы не такие способные, - говорит высокопоставленный американский чиновник. - Такого ущерба, который они нанесли себе сами, не мог нанести никто".

Вопрос в том, до какой степени сам Путин это понимает. Окруженный плотным коконом из всегда соглашающихся с ним людей, сохраняющий веру в "вертикаль власти" и "управляемую демократию", он едва ли понимает, что Россия делает не так. Система, в которой отсутствуют сдержки и противовесы, будь это правительство, СМИ или социальные свободы, в конце концов рухнет из-за собственной негибкости, заключает Newsweek.

© Kavkazcenter.com 2020