Умар Ханбиев: «Чеченская сторона всегда открыта для диалога с Кремлём»
Эксклюзивное интервью ИА DAYMOHK c Генеральным представителем Президента Чеченской Республики Ичкерия в зарубежных странах и министром здравоохранения ЧРИ Умаром Ханбиевым
- Ассаламу Iалайкум, Iумар! Скажите, пожалуйста, когда истекает окончательный срок моратория на наступательные боевые действия, объявленного чеченской стороной в одностороннем порядке?
- Ва Iалайкум ассалам! Срок действия одностороннего моратория на все виды наступательных боевых действий на территориях Чеченской Республики Ичкерия и Российской Федерации, объявленного по приказу Президента ЧРИ, Главнокомандующего Вооружёнными Силами ЧРИ Аслана Масхадова от 14 января 2005 года, истекает 28 февраля, ровно в 24 часа по джохарскому времени. Пока мы не располагаем какой-либо информацией из ставки ГКО-МШ ЧРИ по поводу того, будет ли продлён этот мораторий ещё на какое-то время или боевые действия между российскими оккупантами и бойцами Чеченского Сопротивления возобновятся вновь с 1 марта.
Вы, наверное, обратили внимание на тот момент, что на чеченских сайтах был опубликован только приказ Шамиля Басаева, изданный во исполнение приказа Главнокомандующего ВС ЧРИ Аслана Масхадова о приостановлении наступательных боевых действий и действующий до 22 февраля 2005 года. Насколько я знаю, это имело определённый смысл. Чтобы правда о русско-чеченской войне стала достоянием широкой общественности, нам иногда приходится идти на подобные ухищрения, всецело осознавая, с каким циничным и коварным противником приходится иметь дело чеченцам.
- На какой стадии находится переговорный процесс руководства ЧРИ с кремлёвской администрацией? Были ли за период перемирия какие-нибудь контакты с российской стороной? Если да, то есть ли обнадёживающие результаты в плане завершения войны?
- Как говорится, отсутствие результата – это тоже результат. Предпринимая такие беспрецедентные шаги в знак доброй воли, мы вправе были ожидать от российской стороны адекватного ответа, тем более, что до этого имели место законспирированные сигналы со стороны Кремля. Нам трудно судить, что так резко отпугнуло членов команды Путина от контактов с ичкерийской стороной. Выскажу только своё личное мнение: на российского президента было оказано сильное давление сторонниками продолжения русско-чеченской войны и развала РФ.
Мы, к сожалению, ошибались в том, что искренне верили и допускали, что Путин, якобы, контролирует вопросы войны и мира в Чечне, при этом упуская из виду его откровенные заигрывания со своими марионетками в республике. И эти заигрывания порою доходили до позорных для главы государства поступков, абсурдных во всех отношениях.
На мой взгляд, Путин стал невольным заложником сложной военно-политической ситуации, сложившейся вокруг ЧРИ, и не имеет ни малейшего представления о том, как выйти из «чеченского болота», в котором он завяз вместе со своей оккупационной армадой.
По всей видимости, генштабовские генералы и чеченские марионетки опять «клятвенно» (в который раз!) заверили Путина в том, что они сделают всё возможное и невозможное для того, чтобы в кратчайшие сроки «обезглавить» движение Чеченского Сопротивления. Когда человек теряет здравый рассудок в своём маниакальном желании, то первым симптомом этой патологии становится выражение слепой веры в иллюзорную мечту.
Ещё раз повторяю, что это моё сугубо личное мнение. А что скажет по этому поводу Президент ЧРИ Аслан Масхадов, и собирается ли он вообще больше предпринимать какие-нибудь попытки, чтобы вытащить российского президента из «чеченской трясины», мы узнаем совсем скоро.
- Не означает ли это, что на переговоры между чеченской и российской стороной также будет наложен мораторий?
- Нет, конечно. Чеченская сторона всегда открыта для диалога с Кремлём, она готова к политическим переговорам с Россией без предварительных условий.
- Как Вы думаете, насколько полезна в свете последних мирных инициатив Аслана Масхадова встреча в Лондоне правительственной делегации ЧРИ с представителями Комитета солдатских матерей России, полномочия которых, к сожалению, не были санкционированы кремлёвской администрацией?
- Это, безусловно, очень важная встреча - в смысле прорыва информационной блокады Кремля вокруг февральских мирных инициатив военно-политического руководства ЧРИ. Нужно подчеркнуть, что министр культуры, информации и печати ЧРИ Ахмед Закаев провёл в Лондоне встречу с общественной организацией России, объединяющей региональные комитеты солдатских матерей, и проходила она в присутствии представителей Европарламента и ПАСЕ. И участие в данной встрече представителей этих международных организаций значительно повышает её уровень.
Пусть эта встреча сегодня ничего не значит для Кремля, но чеченская сторона лишний раз доказала, что она искренна в поисках путей к миру и показала, что будет продолжать эти поиски и впредь, используя все рычаги воздействия на администрацию Путина, в том числе и народную дипломатию. И солдатские матери подтвердили, что в российском обществе сформировалось несколько иное отношение к русско-чеченской войне, чем официальное кремлёвское.
Тем не менее, до тех пор, пока вместо солдатских матерей России на переговорах с участниками движения Чеченского Сопротивления не будут участвовать представители самой кремлёвской администрации и лично не встретятся два президента воюющих стран, всё это останется добрым пожеланием людей с благими намерениями, и русско-чеченская война будет продолжаться до бесконечности. Когда речь заходит о нелепых действиях своих коллег, обитатель Кремля напоминает начинающего хирурга, который старается вырезать гланды через прямую кишку.
Общеизвестно, что бессмысленные силовые действия Кремля в Чечне уже довели ситуацию до степени неуправляемости во всём кавказском регионе. Если и дальше будет продолжаться в таком же ключе, то трагедия Кавказа непосредственно коснётся всех россиян. Думаю, что они это чувствуют, именно поэтому участниками движения против разрушительной войны в Чечне в скором времени станет абсолютное большинство населения России. Первыми эту простую истину поняли и оценили солдатские матери во главе с Валентиной Мельниковой. Гражданское мужество этих женщин вызывает искренне восхищение.
- Что Вы скажете по поводу конкретных предложений чеченской стороны, зафиксированных в лондонском меморандуме?
- Предложения эти просты и понятны, так как, в основном, с небольшими издержками, построены на принципах Концепции обусловленной независимости, разработанной под руководством министра иностранных дел ЧРИ Ильяса Ахмадова и поддержанной Президентом ЧРИ Асланом Масхадовым ещё в 2003 году. А позиции Правительства и Президента ЧРИ к этим принципам озвучены неоднократно, они поддержаны и многими ведущими политиками стран Запада.
- Как объясните, что среди подписантов меморандума был и автор «круглого стола» Андреас Гросс, деятельность которого признана нашей стороной пророссийской и вредной для чеченского народа?
- Думаю, что до Гросса наконец-то дошло, что если представители легитимного Президента ЧРИ А. Масхадова не будут участвовать в этом фарсе под названием «круглый стол», то фарс станет слишком откровенным и ему надо любой ценой найти «реального» чеченского политика, который клюнул бы на его наживку. Видимо, он рассчитывает пригласить на «круглый стол» «солдатских матерей», которые должны служить наживкой для нас.
Гросс может даже пообещать изменить формат «круглого стола», но я уверен, что он обманет того, кто на это согласится. Дело в том, что я хорошо знаю этого человека. Еще год назад, когда мы встречались с ним, я ему передал видеокассету, где Президент ЧРИ в личном обращении к Гроссу подробно разложил по пунктам пути выхода из войны и предупреждал, что любые другие попытки не будут иметь успеха.
Президент ЧРИ настойчиво предупреждал его не идти по пути своего предшественника Лорда Джадда, который невольно стал виновником продолжения русско-чеченской войны из-за ошибочной оценки ситуации в Чечне. Несмотря на это, Гросс, сознательно игнорируя разумные советы Президента ЧРИ А. Масхадова, который лучше, чем кто-либо другой владеет ситуацией в Чечне, выбрал путь фарса и конфронтации. Я не верю в скоропостижную трансформацию былого пренебрежения Гросса в его уважение к нашей стороне. Здесь он действует по принципу: «если не мытьем, так катаньем».
Возвращаясь к вопросу об участии чеченской стороны в «круглом столе» Гросса, хочу напомнить, что Президент ЧРИ А. Масхадов поручил МИДу ЧРИ рассмотреть вопрос о полном замораживании контактов официальных представителей Чеченской Республики Ичкерия с ПАСЕ.
Глава МИДа ЧРИ Ильяс Ахмадов заявил в своем протесте, что уководство Чеченской Республики Ичкерия также оставляет за собой право расценивать действия инициативной группы во главе с политическим докладчиком ПАСЕ по Чечне Андреасом Гроссом как действия недружественные по отношению к чеченскому народу и ведущие к затягиванию этого самого кровавого и трагичного конфликта на территории современной Европы.
Аналогичной является и позиция Президента, Правительства и Парламента ЧРИ.
- Недавно в Страсбурге состоялся суд по искам граждан ЧРИ, пострадавших от произвола российских оккупантов в самом начале второй русско-чеченской войны. Какое значение имеет для Чеченского государства вердикт, вынесенный на этом суде?
- Да, Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес определение, согласно которому российские власти серьёзно нарушали права человека в ЧРИ по отношению к гражданским лицам. Шесть дел - это, конечно, мизер по сравнению с тем, что на самом деле творится в Чечне. Но это только начало. Поэтому положительное решение суда в Страсбурге по искам шести жителей Чечни, потерявших своих родственников в результате действий российских агрессоров в 1999-2000-х годах, - это стимул для тех чеченцев, у которых ещё сохранилась вера в то, что где-то есть справедливость. Я уверен, что материальная ответственность руководства России за зверства в отношении мирных граждан Ичкерии окажется более действенной, чем любые другие порицания европейских институтов защиты прав человека.
Кроме того, страсбургский приговор - это ещё и юридическое признание нарушений прав человека в Чечне со всеми вытекающими отсюда моральными и политическими последствиями.
Несмотря на то, что есть ещё кое-какие препятствия, создаваемые Россией, которая, якобы, собирается подать апелляционную жалобу в Большую палату суда, остановить поток чеченских исков к федеральным властям практически невозможно (в настоящее время в Страсбурге находятся около 120 дел, касающихся русско-чеченской войны).
Жаль, что эту важную и злободневную тему так мало осветили в нашей печати. Об этом надо говорить постоянно, надо доводить все подробности этих дел до ума каждого чеченца.
Правда, многие граждане ЧРИ сегодня боятся за жизни своих близких родственников, находящихся на территории оккупированной республики, и по этой причине воздерживаются от обращений в судебные инстанции. У нас всё ещё свежи в памяти примеры убийств людей за то, что они осмелились подать жалобы на «федералов» в Страсбургский суд.
Думаю, что в чеченском обществе немало и тех, кому уже нечего терять, и которые осознают, что Европейский суд по правам человека – это последняя инстанция, где можно добиться справедливости в связи с кровавым произволом, чинимым русскими варварами по отношению к чеченскому народу.
Хочу также сообщить, что ущерб, нанесённый Российской Федерацией Чеченской Республике Ичкерия в ходе последних двух русско-чеченских войн, по самым умеренным расценкам, составляет около 200 млрд. долларов США. Рано или поздно Москве придётся возместить этот ущерб, нанесённый преступной войной Кремля против чеченского государства.
Это станет на сегодня самым действенным уроком для России, а в дальнейшем будет служить фактором сдерживания её от убийства народов в пылу имперских амбиций.
Чеченцы сделают всё от них зависящее, чтобы максимально обезопасить народы, по воле судьбы оказавшиеся в составе России от её колониальных претензий.
- Умар, мы благодарим Вас за содержательное интервью. Желаем Вам дальнейших успехов в деле служения чеченскому народу и государству. Дела реза хуьлда хьуна.
- Массарна а хуьлда Дела реза! Дала сий Дойла!
ИА DAYMOHK