Думал ли Петр Великий, прорубая окно в Европу, что на подоконнике сядут китайцы?
Всю прошлую неделю «Роснефть» и ВЭБ опровергали слова Кудрина о том, что «Юганскнефтегаз» был куплен на 6 млрд долл., полученных от китайской CNPC в счет предоплаты будущих поставок нефти в Китай до
Еще бы: если разделить объем поставок на кредит, получается, что в обмен на помощь в дележке «Юганскнефтегаза» китайцы получат нефть по 17 долл. за баррель: это при мировой цене выше 40 долл.
«Это стандартная для китайцев технология, — заметил знакомый дальневосточный бизнесмен, — когда мы очищали нашу компанию от прежнего «красного директора», мы увидели, что он взял у китайцев кредит на 1 млн долл. Взамен он подписал контракт, согласно которому мы вынуждены были несколько лет бесплатно перевозить китайские грузы на 3 млн долл. в год. Кредит тоже пришлось отдавать с процентами».
Ходорковский вряд ли бы стал поставлять китайцам нефть вдвое ниже рыночной цены. Но ворованное продают со скидкой.
Тут самое время вернуться на пару месяцев назад, когда президент Путин нежданно-негаданно отдал Китаю острова в районе Хабаровска (откуда, собственно, по Хабаровску можно садить прямой наводкой) и клочок земли в районе реки Туманная, который для Китая и для России является стратегическим. На этом клочке Китай давно хотел расширить устье реки и построить там порт; пока клочок принадлежал России, все китайские товары в этом регионе были обречены идти через Владивосток и Хабаровск.
Тогда президент сказал, что земли отданы Китаю в обмен на будущие инвестиционные проекты. Вот они, проекты, и объявились. Похоже, Китаю отдали русские земли за то, что Китай помог окружению Путина в трудную минуту.
И, естественно, благодарность новоявленных владелецев «Юганскнефтегаза» в пользу державы, согласившейся купить нефтяное барахлишко аж по 17 долл. за баррель, принимает поистине геополитические масштабы.
Что там острова!
Минтранс и китайские инвесторы активно обсуждают проект строительства платной суперсовременной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург.
Это очень интересный проект.
Дело в том, что вопреки мнению обывателей (а льщу себя мыслью, что министр транспорта Левитин хоть и специализировался на перепродаже железнодорожных тарифов, все-таки уже получил некий ликбез) платные дороги никогда и нигде не окупаются. В Европе средняя цена проезда по платной магистрали — 8 евроцентов за километр — достаточна для того, чтобы поддерживать дорогу в надлежащем состоянии.
Плата за проезд — это не способ возврата инвестиций. Это способ организации транспортных потоков.
Для Китая дорога Москва—Санкт-Петербург никогда не будет окупаемым проектом. А что это тогда?
Ответ — это колонизационный проект.
Дорога Москва—Санкт-Петербург — это будущий Чайна-таун длиной
Вы давно были в Приморье, уважаемый читатель?
Вы знаете, что там самое удивительное случилось за последние годы?
Ответ: там стали расти арбузы. Проедьте осенью по дорогам Приморья. Везде стоят китайские фермеры и продают арбузы. Раньше в Приморье арбузы не росли, а как появились китайцы — стали расти. С приходом китайских фермеров, фактически вытеснивших в Приморье русских крестьян, там изменился климат.
Я не сомневаюсь, что после строительства платной дороги Москва—Санкт-Петербург на Валдае, в центре среднерусской возвышенности, тоже изменится климат. И там станут расти арбузы.
Я отдаю должное китайской империи: она мыслит тысячелетиями. Что какие-то острова? А китайский Великий Новгород не хотите? А Псков, заселенный выходцами из Цзяннани? Вы представляете будущее «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург»? «Возле дороги, сразу за чудесным китайским ресторанчиком, украшенным надписью: «Мы говорим по-русски», я заметил прелестную буддийскую пагоду. Ее возвела уважаемая семья Хэ, которой принадлежит большинство супермаркетов на трассе». Думал ли Петр Великий, прорубая окно в Европу, что на подоконнике сядут китайцы?
После того как Китай дал деньги на «Юганскнефтегаз», президент Путин встретился с министром природных ресурсов Трутневым и обсудил перспективы строительства нефтепровода в Китай. Трутнев заявил, что к 2016 году «будет 50 млн тонн, а 80 млн тонн не получится». Ответ не понравился.
Судя по этой встрече, между двумя путями развития: стать сырьевым придатком Запада или развивать высокие технологии, мы выбрали третий — стать сырьевым придатком Китая.
В свое время Роман Абрамович убедил Кремль не продавать китайцам «Славнефть», поскольку речь шла не о покупке компании, а о покупке жизненного пространства. Под себя гнул, шельмец, — однако аргумент был справедлив. Нурсултан Назарбаев боится китайцев так, что перенес столицу из Алма-Аты в Астану.
Китай мыслит тысячелетиями, а Кремль — долларами.
Европа и США неважно отнеслись к делу «ЮКОСа». Посчитали переделом собственности. И теперь они геополитические враги, чьи происки финансируют террористов на Кавказе и демонстрантов в Воронеже.
Китай помог в скупке краденого за пятак; теперь это геополитический союзник. Что ж — режим президента Путина действительно имеет шанс изменить не только российскую, но и мировую историю. Не при каждом президенте на Валдай пустят китайцев.
Кстати: будущее «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург» уже написано. Известный питерский фантаст и китаист Вячеслав Рыбаков (под псевдонимом Хольм ван Зайчик) создал целый цикл романов, действие которых происходит в идиллической стране Ордусь: китайско-русско-ближневосточной империи с центром в Пекине. Но вряд ли Рыбаков предполагал, что спустя десять лет он и вправду сможет отправиться из Мосыкэ в