ОБСЕ выбирает между Россией и Кавказом?
Не желая иметь "черную дыру" на границе с большим северным соседом, грузинский президент Михаил Саакашвили надеется, что на смену наблюдателям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) придут другие силы. Западные страны не хотят позволить Москве себя парализовать, но пока не знают, какое решение выбрать, пишет в среду французская газета Le Monde (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).
Вариантов несколько: небольшой контингент, который занимался бы подготовкой грузинских пограничников; "коалиция желающих", хотя таковых не много; силы, состоящие из "новых друзей" Грузии - стран Балтии и Украины; операция под эгидой Европейского союза. Страны ЕС обсуждают эту проблему, хотя и задаются вопросом, удобно ли будет посылать европейскую миссию, даже сугубо гражданскую, на границу с Россией, несмотря на ее протесты против поддержки демократических преобразований в Грузии.
Это испытание, которому русские готовы подвергнуть страны Европы. Это вызов, который последние должны найти в себе смелость принять. В этой истории было много поворотов. В декабре 2004 года Россия блокировала принятие бюджета ОБСЕ. Она считает, что эта организация больше не отвечает ее интересам. Москва долго считала трибуну ОБСЕ лучшей возможностью сказать свое слово в европейских делах.
Иначе говоря, ОБСЕ должна вернуться к истокам - к функциям КБСЕ, как их понимал в 70-е годы Советский Союз, делая упор на баланс сил и экономическое сотрудничество и не придавая большого значения "третьей корзине". Еще одной иллюстрацией нынешнего недоверия России к ОБСЕ стала ситуация вокруг Кавказа. Еще несколько лет назад Кремль объявил персонами нон грата в Чечне представителей ОБСЕ, которые могли быть свидетелями бесчинств российской армии.
С другой стороны, в 1999 году он попросил направить многонациональные силы для контроля над границей между Грузией и Россией, в первую очередь на чеченском участке. Россия подозревала правительство в Грузии в том, что оно закрывало глаза на пересечение границы вооруженными людьми, пополнявшими ряды моджахедов.
Около 145 безоружных участников операции по мониторингу границы приступили к патрулированию пограничной зоны, чтобы удостовериться в отсутствии широкомасштабных передвижений в обе стороны. Это была самая крупная операция ОБСЕ подобного рода.
С 1 января их там больше нет. Русские отказали им в продолжении миссии, так как обвиняют их в "неэффективности" и предпочитают двусторонний пограничный контроль. Возможно, отмечает издание, больше всего эти наблюдатели мешают им поддерживать регионы, стремящиеся отделиться от Грузии.