Была когда-то, в эпоху гражданской войны, такая популярная в народе песня «Яблочко». «Эх, яблочко, куда ты котишься?» - пелось в ней. Как нельзя более подходит эта песня к сегодняшнему нашему политическому «Яблочку» и его грядущей судьбе.
Похоже, осеннюю (2004) фразу Суркова насчет «лимонов и яблок, растущих теперь на одной ветке», некоторые «яблочники» и впрямь восприняли всерьез. И решили воплотить в жизнь, как решения партии когда-то...
Среди таких решивших - не самые глупые люди, и не с самой совковой биографией. Например - известный питерский диссидент, политзек советских времен, ДС-овец времен перестройки и антивоенный активист времен нынешних
Вот такая печальная слепота и забвение важнейших уроков истории ХХ века, увы, царят сегодня в среде российских «правозащитников», «демократов», «лево-демократов» etc.
Они настолько очарованы, с одной стороны, вроде бы столь четким и недвусмысленным переходом лимоновцев, вчерашних сторонников ГУЛАГа, на сторону демократии; а с другой - внезапным появлением у себя, у настоящих демократов, такого мощного союзника в лице НБП, - что готовы простить этому новоявленному союзнику любые недостатки и лукавство. Как говорится, любовь слепа, а тем паче - любовь в немолодом уже возрасте, после многих лет «вдовства» и одиночества в оппозиции сперва Ельцину, а затем и Путину.
Между тем, ослепленные этой запоздалой страстью, наивные идеалисты-правозащитники типа Скобова забывают простую, и уже многократно подтвержденную историей истину: все диктаторы и их сторонники, все фашисты, коммунисты и любые прочие тоталитарные течения тотчас становятся записными «демократами», поборниками прав и глашатаями свободы, как только кто-нибудь наступает на хвост им самим. Как только НЕ ИХ власть начинает их прижимать, сажать в тюрьмы или как-то по-иному преследовать. А как только ОНИ САМИ становятся властью, при помощи восторженно-наивных и романтичных союзников из «демократов» и интеллигенции, - на поверхность опять всплывает старый, нутряной, органически присущий им во все века лозунг «Сталин, Берия, ГУЛАГ!». А наивные демократы и правозащитники как раз в этот ГУЛАГ первыми и отправляются. Достаточно почитать историю России после октября 1917 года.
Не замечают также восторженные певцы «лево-демократии» под яблочно-лимонным соусом и того обстоятельства, что все «демократические» лозунги НБП, при всем их ярко-показном «демократизме», тем не менее, весьма... как бы это выразиться... прагматичны. Достаточно перечислить основные из них: отмена выборов в Думу 2003 года; отмена регистрации партий в Минюсте; отмена 7%-ного барьера на думских выборах; переформирование ЦИКа на совершенно иных принципах, с участием общественности; и т.п. Ни на какую мысль не наводит этот список?
Если нет, придется подсказать: это просто-напросто список тех условий, которые гарантированно позволили бы НБП пройти в Думу. Они хорошо знают, что пройдут; они будут мощно козырять на выборах своими «борцами за народное счастье», сидящими на нарах после захвата Минздрава в августе 2004 года, - как же, «отважные борцы» боролись за недопущение отмены льгот, отстаивали и потрафляли самым темным халявно-иждивенческим и желудочно-кишечным инстинктам российских пенсионеров. Растроганные такой героической заботой, пенсионеры охотно проголосуют за своих «заступников», защитников своей родимой халявы. Лимонов и его приближенные это понимают, и потому активнейшим образом раскручивают сейчас свою партию именно как «главных народных заступников», «борцов за народ», «против ограбления народа» и т.п., возглавляя в том числе и большинство митингов за льготы.
Да вот беда, - с 1998 года не получается у Эдички даже попасть в избирательные бюллетени - злобный Минюст не дает. Не регистрируют, и точка! Поэтому и пришлось отбросить лозунги о Сталине, ГУЛАГе, тотальном государстве и пр., - именно потому, что всевозможные красные и коричневые диктаторы очень любят приходить к власти демократическим путем (вспомним хотя бы январь 1933 в Германии), - а тут не получилось, облом-с! Пришлось заняться как бы всерьез «борьбой за демократию», а на самом деле - раскручиванием своего имиджа «демократов» и «гонимых властями» на Западе. (Который, кстати, может помочь не только морально, - многие обратили внимание, на какую широкую ногу был обставлен и проведен съезд НБП в конце 2004 года. «Гонимая» партия на нем уж нищей и маргинальной точно не казалась, на одни компьютеры сумма была затрачена весьма внушительная.) А для этого как раз необходимо иметь в союзниках тех, кого на Западе знают и уважают - старых правозащитников, диссидентов, видных демократов, бывших РЕАЛЬНЫХ (т.е. не за халяву, а за Свободу) политзаключенных, и т.д. Вот какова на самом деле роль «Яблока» и всяких скобовых и пономаревых в орбите нынешней пиар-кампании НБП.
В то же время не никаких оснований сомневаться, что судьба этих попутчиков и помощников после переворота, который они сегодня по своей политической слепоте помогают готовить, будет очень незавидна. Потому что в корне неверны все прогнозы и разговоры разных там «политологов» и «аналитиков», что, мол, НБП - это будет такая наша российская «Пора» во время нашей будущей «березовой (или какой там? По образцу недавней украинской, короче) революции», и на это, мол, Запад и дает ей сейчас деньги.
Не будет этого ничего. Ни НБП никоим образом не годится на роль «Поры», ни революции по типу «оранжевой» в Украине у нас быть не может.
Революции такой у нас не произойдет по двум причинам. Во-первых, потому, что путинские чекисты - это не кучмовские вялые партбюрократы и комсомольские деятели. Если чекистская кодла почует, что ей всерьез грозит опасность, что трон зашатался, - она не задумываясь прикажет стрелять по собравшимся на площадях толпам. И не только стрелять, - это в Киеве самой страшной силой казались едущие из Донбасса пьяные шахтеры, а у нас есть пьяные и озверелые ОМОНы и спецназы, прошедшие Чечню. На что они способны - они уже показали в декабре прошлого года в башкирском Благовещенске. Конечно, вояки они только против безоружных, и притом трое на одного, и победить их легко - но для этого нужно оружие, нужны вооруженные отряды, нужно отсутствие внушенного и глубоко в правозащитных душах сидящего страха перед вооруженным сопротивлением. А такая революция уже будет не «оранжевой» или «березовой», а настоящей.
Вторая причина - это собственно сами лозунги, знамена и требования, под которыми планируется такая революция. В Киеве народ поднялся против фальсификации выборов, против нарушения своих прав, против наглой лжи власти в лицо народу. В России первые за все годы путинщины массовые бунты возникли только после того, как уменьшилась халява в виде бесплатного проезда и минимальной оплаты ЖКХ. То есть, русских на улицы смогли вывести только чисто шкурные интересы, инстинкты и позывы брюха, а не совести. Халява и Свобода - это диаметрально противоположные понятия, и вот именно этой-то противоположности не могут никак понять даже самые лучшие и честные из левых, все эти прекраснодушные певцы «леводемократических коалиций» и «народных фронтов», требующие одновременно отставки Путина, вывода войск из Чечни и возвращения всей «льготной» халявы. Насколько невыносимо это последнее требование опошляет и прямо-таки оскверняет всю их правозащитную чистоту и демократическую белизну одежд - они не понимают и не видят. А жаль!..
И НБП, естественно, тоже никаким боком не украинская «Пора». Просто потому, что «Пора», как и грузинская «Кмара», и сербский «Отпор», и беларуский «Зубр», и все прочие подобные организации, - это просто широкие, массовые движения неопределенно-протестно настроенных студентов. У них нет ни какой-то своей особой, детализированной и идеологизированной программы, ни своего особого политического курса, - они просто ПРОТИВ ВЛАСТИ. И создаются не вообще для долгой, систематической борьбы с властью, а как бы «на один раз» - до ближайшей «оранжевой революции», под ближайшие официальные выборы, - словом, под конкретную цель, как бы в рамках конкретного и определенного по срокам проекта. Они просто выходят многотысячными толпами на улицу - с единственным расчетом на то, что власть испугается народного гнева, а стрелять в народ не рискнет, и ей придется уйти. При допущении, что власть таки не испугается и стрелять по толпе решится - вся эта гладкая схема сразу рушится.
Ну, а НБП, к тому же - настоящая, полностью ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ партия, с собственной четкой (тоталитарной и реакционной) идеологией и программой, этого у нее не отнимешь. Именно партия, а не аморфное студенческое движение под ближайшие выборы, в поддержку одного заранее намеченного «взрослыми» вождями кандидата. Почитайте книги Лимонова, - там все ясно сказано. В «Анатомии героя», например, Эдичка подробнейшим образом описывает, как создавалась НБП, как он и Дугин закладывали ее идеологию. А в недавно (2003) вышедшей «Другой России» Лимонов уже достаточно четко (хотя и совершенно утопично) описывает, какую именно Россию хотела бы партия построить на месте нынешней. Т.е. пристутствует четкая идеологическая доктрина, ссылки на «классиков» «национал-большевизма» и «евразийства» (Устрялов, Трубецкой и т.д.), достаточно конкретные программные цели партии, и т.п. Как видим, ничего даже отдаленно похожего на «Пору» с ее единственной «идеологией»: «Ющенко - наш президент!». Не говоря уже, что в 1993-95, когда основывалась НБП, даже само понятие «политтехнологии» не было еще в ходу, а про всякие цветные «революции» в СНГ никто и слыхом не слыхивал.
Так что не будет НБП, как наивно надеются некоторые «либералы», всего лишь некими «штурмовыми отрядами» для драк с ментами. Все гораздо хуже и опаснее. Пробив себе при помощи именитых правозащитников, легитимизирующих ее в глазах Запада как «лево-радикальную партию», места в парламенте, НБП немедленно и естественно «вспомнит» о своей изначальной, коммуно-фашистской идеологии, о «великой державе», «тотальном государстве», о том, что «в России надо все менять, даже выражение лиц». Да-да, они и на выражение ваших лиц посягнут, товарищи правозащитники! Не верите? А вы почитайте Лимонова побольше и повнимательнее. О чем вообще говорить, если даже сейчас в «Другой России» радостно описывается будущее «здоровое национал-большевистское общество», где все женщины ОБЯЗАНЫ будут между 25-ю и 35-ю годами родить для «нации» (не для себя!!!) не менее 4-х детей, которые через минимальный срок после рождения будут отбираться у родителей и воспитываться государством в некоем симбиозе детского сада и казармы!.. Хорошенькое будущее. Вот за что ратует сейчас г-н Скобов сотоварищи. Только он этого не знает, не понимает, да, скорее всего, и «Другой России» не читал. А и прочтет - так не поверит, - отмахнется и скажет, что, мол, ерунда все это, не смогут они это реализовать... В октябре 17-го года левые эсеры, поддержавшие большевиков, тоже не знали, что большевики сделают с ними через несколько ближайших лет...
Зато г-н Скобов охотно подпевает Лимонову и его присным в том, что, мол, знаменитые лозунг «Сталин, Берия, ГУЛАГ!» больше не актуален, не используется, времена изменились, и т.п. Хотя самый главный аргумент, когда-либо приведенный на эту тему Лимоновым, сводился вот к чему: мол, вы все не в курсе, что это был не просто лозунг, а всего лишь вторая часть более длинного лозунга: «Завершим реформы так - Сталин, Берия, ГУЛАГ!».
Скобовы наши, похоже, довольствуются этим «глубокомысленным» объяснением. И даже не считают нужным намекнуть, что вообще-то приделать к данной пакости еще одну строчку в рифму - не аргумент; что вообще-то за произнесение публично таких гадостей надо долго извиняться; что от таких вещей надо хотя бы четко, громко и публично отречься, чтобы тебе начали подавать руку и пускать в приличные дома. Лимоновцы ведь от своего сталинско-бериевского лозунга НЕ ОТРЕКЛИСЬ, вы заметили? Не отреклись, не осудили - ни лозунг, ни тем более сам сталинизм и ГУЛАГ, не отмежевались от своего позорного прошлого, - а просто временно «сняли» этот лозунг, спрятали его до поры до времени. И держат в запасе, зная, что это время рано или поздно настанет. Тем раньше, чем больше усилий приложат нынешние «яблочники» для усиления союза с НБП против Путина.
И не приходит этим несчастным, будущим жертвам «национал-большевисткого» ГУЛАГа, даже в голову простая мысль: что не всегда голая политическая целесообразность и расчет приводят нас к успеху. Что есть уста, пачкающие любые самые святые слова, которые они произносят, - и слова о свободе и демократии в том числе. Что вопрос в том, допустимо ли В ПРИНЦИПЕ, с морально-нравственной точки зрения, общение и поддержка людей, уста которых только вчера еще яростно выкрикивали одобрения и прославления сталинизма, ГУЛАГа, геноцида чеченцев или боснийских мусульман? Ибо люди, способные ТАКОЕ всерьез говорить - способны это и сделать, какие в этом могут быть сомнения? Даже если еще и не сделали. Приличные люди ТАКОГО не говорят. Тем более, если сегодня эти люди даже не думают каяться или отрекаться от своих вчерашних заявлений, - а просто, нагло глядя старым политзэкам-демократам и правозащитникам в глаза, объявляют себя... «демократами» и «правозащитниками»! То есть, черное - это белое, война - это мир, свобода - это рабство, а ГУЛАГовский вертухай или конвоир - это самый крутой сегодня в России демократ и правозащитник!... Впрочем, что удивляться, если еще вчера таковым значился секретарь обкома и кандидат в члены ЦК...
И понимают ли правозащитники типа Скобова, что солидаризируясь с лимоновцами, навечно и неотменимо солидаризировавшимися со сталинскими палачами, брежневскими психушками и со всей вообще «великой державой СССР», - они тем самым через лимоновцев солидаризируются с режимом, убившим 60 миллионов своих граждан, солидаризируются со всеми преступлениями этого режима и со своими собственными лагерными «кумовьями» и вертухаями? Вас не смущает кровь миллионов безвинных жертв советской власти на красных лимоновских знаменах, господа?
Ни отречения, ни отмежевания от сталинизма, ни извинений за собственную глупость или злобность у лимоновцев на лицах не видно. А видна там только голая корысть и хитрая идея - выставить свои партийные интересы (PR и прохождение в Думу) как вообще интересы демократии в России. А своих арестованных и осужденных защитников халявы - как жертв кровавого режима, что автоматически дает повод для тесного сотрудничества с правозащитниками на почве их защиты. И ведь верен оказался расчет: большинство правозащитников так увлеклось отстаиванием прав посаженных лимоновцев, что постепенно практически во всем стало солидаризироваться и с НБП как таковой, проводить с ней общие митнги, как Лев Пономарев, и заключать антирежимные коалиции, как Скобов и «яблочники» его типа. Увы, это уже не назовешь, как называли при Ельцине, «союз с Гитлером против Гинденбурга», но все равно это что-то аналогичное и весьма близкое. И на союз с Лениным против Керенского тоже смахивает - жаль вот только, что Путин не Керенский... Союз с одной реакцией против другой реакции. Выбор из двух зол, - тогда как выбирать надо всегда добро, а не зло! Наивное, слепо-восторженное приукрашивание, по сути придумывание себе в своем воображении вновь обретенного «союзника», прекраснодушное желание видеть фашистско-сталинистскую НБП не такой, какая она на самом деле, а такой, какой ее ХОТЕЛОСЬ БЫ видеть, какой она идеально подходила бы для «лево-демократической коалиции»...
Увы, выбирающий из двух зол - всегда выбирает именно зло, и всегда потом пожинает плоды своего выбора. Интеллигенты, диссиденты, правозащитники, либералы и демократы типа «яблочников» всегда попадают под нож первыми при любой разновидности социализма - хоть «национал-», хоть по-ленински. Их ждут сперва «философские пароходы» (и это еще лучший вариант!), а потом - и «последние вагоны на Север», давно уже нам обещанные. Яблочко в этом смысле котится сейчас прямо в пасть Красному Зверю, на морде которого как черное клеймо вытатуированы серп и молот. Они, как наивные мотыльки, летят прямо на огонь свечи, кружатся вокруг пламени в легком, воздушном хороводе, водят на питерских площадях хороводы с коммунистами и фашистами, озверелыми от неудачной конкуренции с Путиным, от своей задвинутости и второсортности при его режиме... Хороводы с коммунистами никогда не кончались для демократических интеллигентов ничем хорошим, а всегда лишь расстрельными подвалами и сибирскими лагерями, и это им следовало бы помнить. Но, увы, как всегда, история учит нас только тому, что она ничему не учит...
Борис СТОМАХИН,