Интервью главы Внешнего подкомитета Информационного комитета ГКО-Маджлисуль Шура ЧРИ Мовлади Удугова агентству «Кавказ-Центр» вызвало довольно нервную реакцию у российской стороны. Практически все комментаторы, за редким исключением, заявили, что прогнозы Удугова беспочвенны, так как самостоятельными ни Чечня, ни тем более, Северный Кавказ, не могут быть, потому что это не возможно. Правда, почему это не возможно, ни один из тех, кто прореагировал на интервью чеченского политика, не объяснил.
К примеру, в российском парламенте считают, что особого повода для беспокойства нет. Оптимисты из госдумы выразили уверенность, что Россия не потеряет Северный Кавказ. Никакого анализа или фактов, обосновывающих подобный оптимизм, при этом не приводится.
«Большого повода для беспокойства по крупномасштабному отделению целого ряда северокавказских республик я не вижу», - заявил, в частности, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» вице-спикер Госдумы РФ Владимир Катренко, комментируя интервью М. Удугова.
В то же время российский депутат был вынужден признать, что ситуация на Северном Кавказе сегодня сложная.
«Похоже, никто не понимает, что надо делать», - говорит в свою очередь бывший спикер российского парламента Руслан Хасбулатов. По его мнению, действия тех людей, на которых опирается оккупационный режим на Кавказе, приводят лишь к усугублению конфликта на всем Северном Кавказе.
Напомним, что в интервью «Кавказ-Центру» М. Удугов указал на новые угрозы, с которыми Россия уже столкнулась на Северном Кавказе. Боевые действия давно идут не только в Чечне, но также в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане, люди без вести пропадают и в Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, в Кабардино-Балкарии. Так называемые «спецоперации», а, по сути, крупномасштабные военно-карательные операции, проводятся в каждой северокавказской республике.
При этом Удугов особо подчеркнул, что чеченское руководство в изменившихся условиях больше не может давать гарантии сохранения статус-кво в регионе, так как в республиках Северного Кавказа появились самостоятельные силы Сопротивления. Интересно, что российские комментаторы восприняли этот анализ, как заявку чеченской стороны на то, что отныне вооруженные силы Ичкерии будут воевать за отделение от России всего Северного Кавказа.
Последние события в Нальчике стали своеобразным фоном реакции российской стороны на политический анализ чеченского политика. Странным и не вполне адекватным звучали, в этой связи, заявления о том, что в Кабардино-Балкарии ничего существенного не происходит и общая обстановка, как в КБР, так и на Кавказе, нормальная.
Эти заявления делались в то время, когда в центр города стягивались десятки единиц бронетехники, и войска готовились к штурму дома,..!?
Вместе с тем, если смотреть на происходящее с точки зрения продолжающейся войны, то, что происходит в Кабардино-Балкарии действительно нельзя назвать чрезвычайной ситуацией. Это будни нового времени, когда война и Сопротивление оккупации становятся повседневной реальностью, почти рутиной боевых будней.
Такого же мнения придерживается и председатель регионального отделения СПС Анзор Шахмурзов. Он считает, что события последних суток являются частью общекавказской войны. По его мнению, ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе, связана с активизацией действий моджахедов и, как следствие, топорными действиями российских спецслужб, пытающихся их нейтрализовать, с применением бронетехники и авиации.
М. Удугов, предупредил международное сообщество о последствиях некомпетентной политики Москвы на Северном Кавказе, однако российская сторона встретила эти предупреждения враждебно-скептически. Тем не менее, последние события в регионе доказывают состоятельность этих прогнозов.
Ахмад Ичкерийский