Путин способствует дестабилизации и развалу России

Уже больше года западные и российские аналитики с растущим беспокойством наблюдают, как президент Владимир Путин пытается консолидировать контроль Кремля над российской политикой и экономикой, пишет американская "American Enterprise Institute". Начиная с кампании против 'Юкоса' и заканчивая отменой губернаторских выборов, Путин, как заявляет множащийся хор критиков, ведет страну к авторитаризму. Но авторитарные планы Кремля - сами по себе достойные осуждения - таят еще большие риски, чем принято считать.

Оценивая нынешнюю ситуацию, некоторые московские аналитики в частных беседах говорили о «сценарии второго ГКЧП», имея в виду неудавшийся путч в августе 1991 года, организаторы которого пытались предотвратить распад Советского Союза, но в результате лишь ускорили его. Курс нынешнего режима еще более опасен из-за попыток властей, удалить или затемнить дорожные знаки общественных откликов, которые все реже появляются в чахнущей российской демократической среде и контролируемых СМИ.

Высокие рейтинги Владимира Путина основывались на его способности добиться успехов, но сегодня принимаемые его режимом решения делают Путина все более уязвимым на всех направлениях.

Вера в то, что Путин стремится улучшить судьбу российского народа, была серьезно подорвана августовской реформой соцобеспечения, которая заменила самые разнообразные льготы денежными пособиями более, чем для 30 млн. россиян, включая инвалидов, пенсионеров, ветеранов Второй мировой войны, блокадников и чернобыльцев.

В итоге россияне чувствуют себя обманутыми. Число тех, кто считает, что после принятия реформы положение их семей ухудшится, в два раза превосходит число опрошенных, ожидающих улучшения ситуации.

Только 35% россиян одобряют реформу, тогда как против нее высказались 55%. Более половины россиян заявили, что правительство не может удержать инфляцию, а 40% считают, что Кремль не заботится о 'социальной защите' населения.

Кремль, судя по всему, намерен превратить государство в самого могущественного игрока на российской политической арене, вновь передать ему хотя бы некоторые командные высоты в экономике, и преобразовать развивающуюся федерацию в жесткое унитарное государство.

Однако в условиях, когда революция 1991 г. смела или подточила все ключевые инструменты современного авторитаризма, выполнение этой задачи может оказаться куда более трудным, а в конечном итоге и опасным делом, чем это представляется Кремлю. Пытаясь любой ценой укрепить российское государство, Путин рискует вместо этого способствовать его дестабилизации и даже развалу.