Мартин Сифф (Martin Sieff), старший аналитик службы новостей ЮПИ, 12 января 2005
Вашингтон, округ Колумбия. - Демократическая 'оранжевая революция' на Украине уже неожиданно вышла боком для Соединенных Штатов: когда президент Леонид Кучма, чей срок полномочий вскоре заканчивается, принял решение вывести украинский военный контингент из Ирака, этот шаг также поддержал его преемник и политический противник Виктор Ющенко, победитель недавно прошедших президентских выборов. А во вторник Верховная Рада - украинский парламент - официально утвердила это решение. Предложение вывести украинский миротворческий контингент из Ирака было одобрено подавляющим большинством голосов: 'за' проголосовали 308 из 450 депутатов.
Вряд ли следует удивляться тому, что Ющенко поддерживает вывод украинских солдат из Ирака. Это он ясно дал понять во время тяжелой предвыборной борьбы. И все же этим шагом он выставил на посмешище неоконсерваторов и правительство Буша с их фантастическими планами опереться на 'новую Европу', возникшую из бывшего коммунистического Востока, в качестве противовеса осторожной и скептической политике 'старой' Европы, каковой считается западная часть континента.
Эти планы не сбылись - напротив, мрачные предсказания Радека Сикорски (Radek Sikorski), главы вашингтонского фонда 'Новая атлантическая инициатива' (New Atlantic Initiative), бывшего заместителя министра обороны Польши, сбылись даже быстрее, чем он сам опасался.
Два года назад Сикорски во весь голос говорил в Вашингтоне, что для того, чтобы укрепить теплые чувства первого поколения политических лидеров стран Центральной и Восточной Европы по отношению к Соединенным Штатам, а также чтобы успеть получить от этого какую-то пользу, у Америки есть 'благоприятный временной интервал', который он оценивал максимум в десять, а минимум в пять лет. По прошествии этого времени, говорил он, естественный груз, налагаемый на лидеров властью, и не в последнюю очередь финансовые вливания из запасов огромной брюссельской бюрократической машины Европейской комиссии приведут к созданию в этих странах нового комплекса государственных институтов, ориентированных прежде всего на Европейский Союз, а уж потом на Соединенные Штаты - и то если повезет.
Нынешние потери в рядах союзников Америки в долгой, никем не запланированной и страшно непопулярной войне в Ираке - это знак того, что предсказания Сикорски сбываются даже быстрее. Гораздо быстрее.
Ни одно политическое движение в Центральной или Восточной Европе не было столь благожелательно настроено по отношению к Америке и не испытывало столь глубокого влияния американской философии свободного рынка и демократии, как оппозиционный блок Ющенко на Украине. Однако Ющенко, как любой уважающий себя политический лидер, должен был учитывать стратегические и геополитические реалии, а также убеждения, укоренившиеся в его народе.
Во-первых, Ющенко вынужден был признать, что экономико-политическая громада, поднимающаяся в последнее время в Брюсселе - без лишнего шума, но быстрыми темпами - имеет гораздо большее значение для стабильности, процветания и укрепления независимости его страны, чем даже дружба с Соединенными Штатами. И, как только он выиграл повторное голосование во втором туре украинских президентских выборов, его ближайшие советники объявили, что вступление Украины в союз 25 европейских государств на равных правах с остальными его участниками для их страны важнее, чем поддержание хороших отношений с Москвой или Вашингтоном.
Это ясно дал понять один из самых близких помощников Ющенко уже через три дня после победы, одержанной им на выборах 26 декабря. Новый президент, заявил глава избирательного штаба оппозиции Александр Зинченко на пресс-конференции в Киеве 29 декабря, не будет придерживаться 'многовекторной' политики Кучмы и сосредоточится на том, чтобы обеспечить интеграцию Украины с 25 государствами Европейского Союза.
- Я убежден, что само понятие 'многовекторности' перестанет существовать, и [векторы] повернутся в сторону европейской интеграции, - сказал Зинченко.
По его заявлению, для того, чтобы обеспечить быстрое и плавное вступление его страны в ЕС, главной задачей станет повышение уровня жизни на Украине до европейского.
- Мы должны создать на Украине такой уровень жизни, чтобы Европа подумала: а почему бы не принять Украину? - говорил Зинченко.
Во-вторых, война в Ираке никогда не была популярна среди жителей Украины. Уже более сорока лет, еще с тех времен, когда Украина была советской республикой, и тогда, когда она была независимым государством, баасистский Ирак был для нее другом и союзником. Однако особенно остро этот вопрос встал, как только украинские солдаты, посланные Кучмой в Ирак в составе миротворческого контингента, начали погибать. И, конечно же, первым, кто заработал на этом политические очки в игре против промосковского президента Кучмы, был прозападный политик Ющенко, заявлявший, что президент послал войска в Ирак прежде всего для того, чтобы выслужиться перед Вашингтоном.
Последней каплей стала смерть семи украинских миротворцев, погибших в результате взрыва на этой неделе. Кучма без колебаний отдал приказ о выводе всех 1575 человек украинского контингента, который с августа 2003 года размещался в иракской провинции Васит. За это время при исполнении служебных обязанностей погибли 17 и были ранены более 20 человек из состава украинских миротворческих сил.
Напрямую от того, что он отдал приказ о выводе войск, Кучма ничего не выиграл. Вполне вероятно, что он просто хотел замутить воду в отношениях между Ющенко и Вашингтоном, понимая, что у Ющенко не будет другого выбора, кроме как поддержать принятое им решение.
Нет никаких сомнений в том, что Ющенко действительно желает серьезно углубить связи между Соединенными Штатами и Украиной. Он уже заявлял, что хочет, чтобы его страна, бывшая некогда одной из республик в составе Советского Союза, как можно быстрее вошла в руководимую Америкой Организацию Североатлантического договора.
Однако в случае с Украиной бушевскому правительству, похоже, предстоит, как и ранее в случае с Индией, уразуметь, что реальное желание углублять связи с США и пользоваться их поддержкой и защитой отнюдь не означает безоговорочного принятия диктата Вашингтона в ключевых вопросах национальной безопасности и по проблемам, вызывающим острую эмоциональную реакцию в обществе. Украинскими политиками движет та же осторожность, характерная для сторонников 'реальной политики', и та же необходимость учитывать мощный общественный резонанс, как и их коллегами из Польши, Италии, Испании, Франции и Германии.
В том, что касается отношения к Ираку Соединенным Штатам вообще и правительству нынешнего президента в частности, никакой волшебной разграничительной линии, по одну сторону которой лежит 'хорошая' Восточная Европа, а по другую - 'плохая' западная часть европейского континента, не существует. То, что вызывает сильную про- или антиамериканскую реакцию в Париже и Берлине, вне сомнения, будет вызывать такую же реакцию в Варшаве и Киеве.
ИноСМИ
"United Press International", США