Грабли мастера боятся

Грабли мастера боятся

Умение наступать на грабли именно в том месте, чтобы деревяшка долбанула точно в лоб, – уникальная способность наших политиков и политтехнологов. Я даже не знаю, как им это удается. Ясно одно: такое достигается только путем неустанных, изнурительных тренировок. Когда-то, в прошлом тысячелетии, но уже при Ельцине мы начали снова воевать в Чечне. Грабли пришли в движение и молотили Россию несколько лет подряд. Телекартинка прямо источала боль: от кадров со сгоревшими танкистами до Буденновска и Кизляра.

 

Громовой окрик генерала Лебедя остановил бойню – но лишь для того, чтобы наследник Ельцина невдолге ее восстановил с теми же катастрофическими последствиями для России, не говоря уж о Чечне. Это был эксперимент с граблями в чистых полевых условиях – и он удался. Но эксперимент был простеньким, поскольку траекторию падения граблей легко было просчитать, основываясь на прежнем опыте. Вот случай потяжелее. Абхазия, 2004 год. Маленький гордый народ, влюбленный в нашу Родину самой искренней и глубокой любовью – от полнейшей геополитической безысходности. Справа Грузия, с которой воевали и не дай Бог снова война, а слева мы – единственные заступники всех отколовшихся, непризнанных и самопровозглашенных. Как добиться того, чтобы грабли ударили Россию и здесь, где никогда не били, а только любили? Интересная задача, согласитесь.

 

Что ж, для истинных мастеров никаких преград не бывает. Сперва выборы, на которых, честно-то говоря, все равно, кто победит. Что Багапш, что Хаджимба – оба изнывают от своего сепаратизма, оба нас хотят, оба желают вступить в состав России. Разницу между ними можно разглядеть лишь в лубянский микроскоп с тысячекратным увеличением: Хаджимба – бывший чекист, тогда как Багапш скорее комсомолец. Но мы, в соответствии со своей кадровой политикой, выбираем чекиста, и тогда высаживаются в Сухуми разнообразные российские десанты во главе с Жириновским и прочей звездобратией; призывают голосовать за Хаджимбу; сеют смуту и унижают гордых из последних сил абхазов. И большинству несчастных избирателей не остается ничего другого, как выбрать себе Багапша, который все равно поедет в Москву испрашивать соизволения на коронацию и вернется в тоске. А как закрепить победу, то есть прикрепить стукающую деревяшку ко лбу и так ходить, всем показывать? Ну для этого имеется губернатор Ткачев, наш главный спец по разжиганию межнациональной дружбы – что с армянами, что с турками, что с украинцами, а если надо, то и с абхазами. Он угрожает Сухуми экономической блокадой, если там все же смирятся с Багапшем. Потом границу и впрямь закрывают, российские граждане абхазской национальности рыдают прямо в гостелекамеры, прощаясь со своими сгнившими мандаринами, а Багапш при скоплении тех же камер целуется с Хаджимбой.

 

Надо было видеть этот поцелуй, чтобы вполне оценить последний кремлевский сценарий для Абхазии: комсомолец с чекистом идут на выборы в паре, Багапш в качестве кандидата в президента, а Хаджимба при нем будет работать Руцким... Это многообещающий сценарий, если вспомнить новейшую историю России. Это высший пилотаж в работе с граблями: оскорбить всех – и Багапша, и Хаджимбу, и их избирателей, которых принято называть народом. Остается лишь подвести черту на какой-нибудь большой пресс-конференции, что президент Путин и делает с плохо скрываемым торжеством. «Чего добились наши посредники между различными сторонами внутреннего конфликта? – говорит он грузинской журналистке. – Там добились только того, что предотвратили возможный вооруженный конфликт, добились того, что они объединили свои усилия». То есть чуть не довели волеизъявление до войны, а потом ее «предотвратили», посеяв в абхазских сердцах семена недоумения и смертельной обиды.

 

Наконец, задача повышенной сложности: разругаться с историческими братьями- украинцами, да так, чтобы миллионы граждан исполнились ненависти к Кремлю на много лет вперед. Ситуация, отчасти схожая с абхазской: и Янукович, и Ющенко просто обречены дружить с нами, как и выстраивать добрососедские, прагматичные отношения с Западом. А надо, чтобы большую часть незалежного населения трясло при упоминании Москвы. Для решения данной проблемы, безусловно, необходимы выдающиеся наши политтехнологи Марков с Павловским, но это лишь на первом этапе, для пробуждения еще подспудного и неглубокого чувства национального презрения и злобы. Для закрепления первичных ощущений обязательно нужен в Киеве с пастырским визитом президент Путин, который выступит на трех гостелеканалах, пообещает двойное гражданство и отмену регистрации. Но и этого мало: он должен приехать еще раз в Крым, затем поздравить Януковича с «убедительной победой», отозвать поздравление и поздравить снова.

 

Оставалось лишь, как в том анекдоте, пожелать выздоровления Арафату... Ну а чтобы грабли трясли нашу дипломатию, как на электрическом стуле, под занавес потребен Лужков, срывающий кепку и аплодисменты в Северодонецке, и те же коверные, что и в начале, Павловский с Марковым. Первый обзовет Ющенко по НТВ «фашизоидом», а второй, собравшись у Познера, расскажет миру и Украине про «американо-польский заговор» против Европы с ляхом Бжезинским во главе. В Абхазии наши политтехнологи во главе с президентом неплохо поработали на Саакашвили. А на Украине вообще покорили такие политтехнологические вершины, каких наши люди еще не брали нигде и никогда. Впервые со времен застоя удалось сплотить против себя и Америку, и Европу, а украинцев вообще впервые за всю историю сильно подтолкнуть к вступлению в НАТО, а также в Евросоюз. По примеру прибалтов, уже вступивших туда исключительно потому, что на свете есть такая страна – наша Родина. И такие политики, как Путин с его командой. Я восхищаюсь этими людьми и завидую этим людям, потому что сам так не умею, да и никто не умеет. Такая точность. Такое упорство. Такое мастерство. Такой, не побоюсь этого слова, патриотизм на лицах, особенно в тот момент, когда грабли охаживают лобешник. А знаете, почему они не боятся сотрясения мозгов? Вот-вот, я тоже знаю.

 

Илья Мильштейн,

Новое время

© Kavkazcenter.com 2020