Пропасть между реальностью и декларациями

Пропасть между реальностью и декларациями

С начала военной агрессии России против Чечни и до сегодняшнего дня из уст западных политиков беспрестанно звучат призывы к чеченскому руководству недвусмысленно заявить о своём осуждении терроризма в любых его формах. Чеченское руководство и его представители за рубежом всякий раз отвечают на эти призывы осуждением терроризма. Более того, эти осуждения звучат и тогда, когда западные правительства их не требуют.

 

По аналогии с мнением, что у каждого бывает своя правда, можно сказать - у каждого свое мнение в определении терроризма, хотя, на самом деле, правда может быть только одна и террор остаётся террором, с какой бы стороны на него ни смотреть.

 

В то же время, в определении понятия терроризма совпадений нет даже у называющих себя союзниками по антитеррористической коалиции – США, Европы и России. Россия называет терроризмом любые действия чеченской стороны, направленные против оккупации чеченской территории. Если исходить из этого, то призыв к чеченцам со стороны США и Европы отказаться от терроризма можно рассматривать, как призыв отказаться от сопротивления.

 

При этом западные лидеры не утруждают себя предложениями чеченцам, каких либо путей защиты, которые бы считались легитимными с их точки зрения. Наоборот, после незначительной критики действий России, они всегда дают понять, что партнерские отношения с Россией для них важнее геноцида в Чечне.

 

Много сказано о разных причинах, по которым Запад отдаёт преимущество своим интересам перед проблемой истребления целого народа. Мы же утверждаем, что дискуссии о том, какие нужны причины для пересмотра Западом своего отношения к действиям России или обиды на пресловутые двойные стандарты не имеют под собой почвы.

 

Давно пора понять - все эти «озабоченности» правами уничтожаемых людей всего лишь игра в плохого и хорошего следователя, которая будет продолжаться лишь до тех пор, пока намеченная жертва будет сопротивляться.

 

Какой толк от многочисленных свидетельств правозащитников, если международные суды не могут решить вопрос, принимать ли к рассмотрению заявления чеченцев? Все больше свидетельств в пользу тех, кто утверждает, что правозащитная деятельность на самом деле, лишь способ выпустить пар из населения. Многие правозащитники выполняют добросовестно свою работу, однако эффект от нее, в конечном итоге, именно такой.

 

Пропасть между реальностью и декларациями была очень хорошо видна, когда в России развернулась дискуссия нужна ли в России смертная казнь. Эта дискуссия, на фоне сегодняшней российской реальности, выглядела так же, как если бы художники и тюремщики спорили о цвете краски, которой покрашены тюремные камеры и её влиянии на самочувствие заключенных, не обращая внимания на пытки и то, как в камерах люди задыхаются от перенаселенности и нехватки воздуха.

 

У российских властей нет никаких ограничений в применении внесудебных казней или убийствах осужденных, приговоренных только на лишение свободы. Судьба многих чеченских пленников, начиная с председателя чеченского парламента Руслана Алихаджиева убитого в тюрьме, и кончая судьбами рядовых моджахедов, тела которых продают родственникам, свидетельствуют, что отмена смертной казни в условиях России лишь пустая декларация, за которой стоит практика убийства государством любого, кто может быть неугоден властям.

 

Показательно пренебрежительное отношение к человеческой жизни в современной России. В один день по российскому телевидению можно посмотреть фильм, снятый в советские времена, где, к примеру, есть эпизод, в котором советский солдат расстреливает пленного немца, и командир сразу говорит о трибунале за убийство военнопленного. В другом фильме - современной поделке о русско-чеченской войне, можно видеть, как российский оккупант убивает пленного чеченца просто так, за то, что тот ему не понравился. Интересно, что, если в советской картине убийство пленного подаётся как серьезное приглашение к размышлению о морали и человеческой жизни, то в современном российском фильме это всего лишь проходной эпизод. Подобные примеры дают основание для обобщений, ведь в России, как известно, телевидение - это больше чем телевидение.

 

Конечно, западные традиции свободы личности не идут ни в какое сравнение с рабскими традициями России. Тем не менее, и на Западе, так же как и в России, выбор властей между законностью и целесообразностью заканчивается не в пользу законности. Наглядный пример тому - военнопленные, находящиеся на базе в Гуантанамо или печально знаменитая тюрьма Абу-Граиб. Неопределенный статус пленников, совершенно зверские, садистские пытки над ними, отсутствие возможности защищать свои права, лишь роднит США со своими партнерами из России в пренебрежении правами личности. В Америке всерьёз, с участием политической элиты, обсуждается вопрос о законодательном разрешении пыток. Но это обсуждение, на фоне происходящего с пленными, которые вне закона, или поощряемого Америкой издевательства над людьми дружественными диктаторами,  выглядит так же, как вышеупомянутое обсуждение отмены смертной казни в России.

 

Поэтому тем чеченцам, которые надеются, на какую то помощь со стороны западных демократий, следует задуматься над следующим. Все факты, если взглянуть на декларации и реальные ходы «озабоченных» положением чеченцев, свидетельствуют о том, что Запад и Россия являются союзниками в уничтожении чеченских мусульман. Претензии Запада к России могут быть только по поводу того, что их российские коллеги плохо справляются с этой задачей. А если враги нас призывают, что-то прекратить или осудить, значит это то, с чем они не могут справиться, то, что им мешает привести нас в скотское состояние, когда, зажав в руках вместо оружия паспорт, мы будем ждать милости от своих врагов.

Салман Даудов,

для «Кавказ-Центра»