Давно уже с интересом наблюдаю развернувшуюся в Интернете дискуссию на тему свободы слова. А поскольку я имею привычку брать информацию из разных, порой противоречивых источников, то у меня возникает сомнение по поводу искренности большинства участников дискуссии. Те кто выступает за свободу слова, зачастую пытается "закрыть рот" своим оппонентам, а те, кто против "вседозволенности", порой позволяют себе высказывания, которые по их же формулировкам, стоило бы ограничить.
Возможно все дело в человеческой противоречивой природе. Я и сам, как я уже сказал, всесторонне за то, чтобы иметь возможность получать всестороннюю информацию, чтобы самому делать выводы по разным вопросам, но порой поддавшись эмоциям, возникает непреодолимое желание кого-нибудь "закрыть". Так после событий в Беслане, я, как и многие другие мои друзья и коллеги, участвовал в атаке на отказ в обслуживании на Кавказ Центр, а также проводил сканирование на уязвимости этого ресурса, и если бы что-нибудь нашел бы серьезное - обязательно бы произвел бы дефейс. При этом я отлично осознавал, что во-первых, действую не совсем логично, во-вторых, противозаконно, а в третьих, и что самое ужасное для меня - действую совершенно неэффективно, т.к. я отлично понимаю, что такими действиями я совершенно ничего не добьюсь.
Мне стало интересно взглянуть на проблему с другой стороны, поэтому я задал вопросы администраторам наиболее "преследуемых" ресурсов. Раз я уже заговорил о Кавказ Центре, то давайте начнем с него: (Григорий Сотский Госслужащий, руководитель службы ИБ gregory@SecurityLab.ru)
На вопросы отвечает «Кавказ-Центр»
- Расскажите какие цели преследует ваш ресурс?
Наша задача определена в Уставе агентства, которое было зарегистрировано в Чечне еще перед войной в 1999 году. Мы стремимся давать альтернативную точку зрения на события в Чечне, в России и в Исламском мире. Естественно, что нашей приоритетной задачей является освещение войны в Чечне. Мы передаем информацию о военных действиях и ситуации в Чечне с чеченской стороны.
- С какими сложностями вы сталкиваетесь, как вы противодействуете различным взломам и закрытиям вашего сайта? Кто, на ваш взгляд, этим занимается и какие у них цели?
Сложности мы испытываем с момента начала своей работы. Практически с первых дней нашей деятельности в сети российские спецслужбы пытаются блокировать нашу работу. Делают они это весьма прямолинейно и зачастую неудачно. Так летом 1999 года, во время событий в Дагестане, ФСБ провела первую провальную операцию против нашего сайта, результатом которого стала наша широкая известность в России и в СНГ. Интернетчики наверняка помнят историю с заменой нашей первой страницы на фотографию Лермонтова. Российское телевидение преподнесло тогда этот инцидент, как победу неких хакеров-патриотов. На самом деле все было до банальность просто. ФСБ приказала провайдерам блокировать трафик на наш адрес и повесить в собственных сетях эту пресловутую фотографию Лермонтова. Но не все провайдеры выполнили указание. В результате все ринулись смотреть на «победу» хакеров, но большинство посетителей попадали на нашу действующую страничку.
Правда не всегда ФСБ терпит провалы. Есть и успехи. Так после событий в Норд-Осте, ФСБ организовала похищение нашего основного домена kavkaz.org. И мы до сих пор не можем восстановить свои права на этот домен, хотя мы обратились в компанию Network Solution, где находился наш домен, через 5 минут после потери управления над ним. Однако нам в наглую заявили, что мы только что сами отказались от своего домена.
- Как вы считаете, какой эффект достигается очередным закрытия или взломом вашего сайта?
Думаем, что эффекта как такового нет. Базу данных ФСБ уничтожить не сможет, мы научились оперативно копировать и хранить эти базы в нескольких экземплярах в разных местах. Что касается попыток закрыть нас с помощью политического шантажа правительств тех стран, где у нас находятся сервера, то и эта практика, как показывает опыт, не приносит реального долгосрочного эффекта. Есть страны, которые не поддаются шантажу. Регулярные DOS атаки вирусные вторжения так же дают лишь временный эффект – сутки, двое, пока мы не предпримем контрмеры.
- Считаете ли вы, что в интернете должна быть абсолютная свобода слова, или может быть вы смогли бы назвать ресурсы, которые по вашему мнению стоило бы закрыть?
Мы считаем, что в Интернете должна быть свобода слова. Должны действовать соответствующие правила поведения (или законы), которые должны защищать эту свободу слова, и права на свободный доступ к информации, а не пытаться ее уничтожить, как это предлагает сделать российская власть.
Естественно, есть такая категория ресурсов, которая, на наш взгляд, не имеет право на существование. Это, в первую очередь, педафильские сайты, сайты пропагандирующие разврат, каннибализм, самоубийства и сайты мошеннические. То есть все, что противно человеческому нутру, что во все времена и во всех религиях считалось и считается греховным.
- Не является ли ваш сайт на самом деле элементом информационной войны, а на войне как на войне?
Нам не известны Средства Массовой Информации, которые находятся вне противостояния, вне борьбы (военной, идеологической, идейной, мировоззренческой) Таких СМИ попросту не существует. За средствами массовой информации стоят не бездушные роботы, а конкретные люди со своим мировоззрением, логикой, знаниями, принципами, интересами. Очевидно, что эти люди в той или иной степени защищают и отстаивают именно то, что они считают правильным. Это естественное состояние человечества.
- Хотели бы Вы что-нибудь добавить по данной тематике?
Спасибо за проявленный интерес.