Низкие истины

23 декабря 2004 в 14:26
Низкие истины
Путин стал Ходорковским. У него была такая мечта. И, таким образом, Ходорковский не стал Путиным (в данном случае важна не фамилия, а функция), к чему, вполне вероятно, стремился. То есть у парня отняли не только свободу, не только бизнес, но даже украли мечту.

Давайте представим, что Ходорковский прошел бы до конца тот путь, который негласно стал причиной всех его неприятностей. Все это вполне условно, но, тем не менее… Он становится лидером страны (премьером или президентом – в зависимости от того, что в данный момент подразумевает измененная или сохранная Конституция под лидером страны). То есть мы имеем владельца крупнейшей российской и четвертой в мире нефтяной компании в качестве главы государства. Чистая олигархия по сути. Конечно, на время исполнения государственных функций он формально перестает быть главой компании, как этого требует закон. Но реально остается миллиардером, управляющим государством. Миллиарды его при этом накапливаются не потому, что он у власти – они уже у него были до того, а потому что компания работает, а цены на нефть сильно способствуют удачному бизнесу.

Итак, довольно логичный путь: комсомол – бизнес – очень крупный бизнес – политика – власть. Это такой менеджерский рост. И, возможно, такой характер – достигнутая цель порождает следующую, хотя можно было бы уже давно беззаботно загорать на собственном острове.

Я не оцениваю с точки зрения «хорошо» или «плохо» это все для страны, поскольку речь идет о гипотезе, а герой уж точно не в Кремле, а прямо наоборот – в тюрьме.

Второй герой точно в Кремле. Я когда-то написала, что, как мне представляется, думал Путин, глядя на этого рослого, умного, вроде как ни от кого не зависящего красавца-миллиардера, являвшегося на встречи в Кремль порой без галстука и рассказывавшего главному чиновнику страны, как и сколько взяток берут государственные бюрократы. Этот миллиардер точно знал имена, явки и пароли, потому что сам эти взятки и платил. И все остальные бизнесмены в галстуках, приходившие прильнуть к руке президента, тоже знали имена, явки и пароли по той же причине, но помалкивали. А в этом, без галстука, было что-то особенно неприятное, как-то он уж больно много себе позволял, что-то там в хребте у него не гнулось так, как хотелось бы. Хотя внешне лоялен и даже вполне договороспособен. Но что-то опасное… Огромная компания за спиной. Куча иностранцев в компании. Вышел на мировой уровень. И блин, это же навсегда. Вот президент – это на два срока максимум, и то, если все эти денежные мешки палки вставлять в колеса не будут. А четвертая в мире нефтяная компания – это навсегда со всеми вытекающими отсюда возможностями. А возможности-то немалые, да и амбиции у парня, если судить по пройденному пути, немалые… Президент испытывал к этому богатому красавцу простое и понятное человеческое чувство. Читайте Олешу, роман называется «Зависть». Да и побаивался. Плюс к тому. История дает много подтверждений тому, что за судьбоносными порой решениями сильных мира сего стоят простые человеческие чувства, или недостатки, или комплексы, если хотите. Скрытые, естественно, за высокими государственными интересами.

Прошел год. Основной актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз» принадлежит Путину. Возможно, с парой друзей, но и это не важно. Не подставной фирме, не «Газпрому», а Путину. Он, конечно, точно знал, кто приобрел ЮНГ. И он знает, что не важно, как это оформлено. Совершенно не важно, кто эти физические лица, которые стоят за фиктивной фирмой с тверским адресом. Совершенно не важно, будет этим управлять «Газпром», «Роснефть» или лично Сечин. Совершенно не важно, будут раскручивать эту позорную сделку как возврат недр государству, или прямо наоборот – фирма будет частной, и, таким образом, закроют тему национализации. Вся история с разгромом ЮКОСа – это история отношений Ходорковского и Путина, глубинных, человеческих, сложных и простых одновременно отношений. Это – из области «низких истин».

Путин прошел тот же путь, что хотел Ходорковский, но в обратной последовательности. Он получил из рук Кремля власть, которую использовал, чтобы получить очень хороший бизнес. Ходорковский имел очень хороший бизнес и захотел, как утверждают, получить власть. В той или иной последовательности и в том и в ином случае мы имеем чистый олигархат – соединение власти и денег. Сегодня у нас президент, обладающий через третьих лиц одним из наиболее мощных нефтяных активов. Если бы это было не так, то история с ЮКОСом во всех ее подробностях, включая аукцион, развивалась бы иначе – прозрачно и прилично. Но ЮКОС должен был оказаться в определенных руках, поэтому вся история с отъемом компании проходила в излюбленном президентом стиле спецоперации, начиная с «взятия» на взлетной полосе Ходорковского как террориста и кончая полным фарсом на так называемом аукционе, результаты которого поставили на уши весь мир. Я до сих пор не понимаю, почему российский президент не постеснялся признаться фактически в собственной причастности к этому фарсу.

Итак, что мы имеем? Мы имеем молодого все еще человека, стоящего во главе государства и имеющего за спиной крупнейшую нефтяную компанию. Нет, конечно, как государственный человек он к ней не имеет никакого отношения, как положено. Но самоощущения у него уже вполне олигархические, поэтому, слегка расслабив галстук, он небрежно бросает немцам: отдыхайте, ребята, празднуйте Рождество и не лезьте в наши внутренние дела. Реальные политики отлично понимают этот язык. Поэтому Шредер ласково улыбается. Он-то точно знает, что так говорит тот, за кем реальная сила. А это сегодня газ и нефть.

Когда-то Путин хотел стать олигархом больше, чем президентом. Это не байка. Он так сам говорил, и есть свидетели. С тех пор он стал президентом-олигархом. Вопрос в том, удовлетворяет ли это его амбиции или появилась следующая «мечта»? То есть вопрос: является ли приобретение бизнеса залогом ухода из власти в 2008-м? Не исключаю, но лишь при условии, что у власти останутся «свои». В противном случае, как в сказке про Золушку, карета может превратиться обратно в тыкву – придут старые пацаны, у которых новые кое-что стырили, и все опять повторится сначала.

Таким образом, у нас в перспективе: новые олигархи (выжившие, построившиеся и все точно понявшие после дела ЮКОСа про «госкапитализм», старые не в счет) решат судьбу страны в 2008 году. Все как в 2000-м, только новых будет меньше числом, а нефти и газа у них в руках будет больше. Но может быть также, что реализованные желания рождают новые и Путину не захочется уходить, пока возглавляемая им Россия не станет столь великой, и имперской, и опасной в его системе координат, что он сможет приходить на заседания большой восьмерки без галстука. И на все попытки осторожной, щадящей, я бы сказала нежной, критики со стороны западных друзей он просто заглянет в глаза другу Бушу и спокойным голосом скажет: «Расслабься, Джордж, просто relax, иди празднуй Рождество, все будет хорошо». Еще есть с кем поработать на Востоке, еще есть Китай и Корея, идея многополярности, еще не все понятно с Европой. Короче, не для того мы ставили страну по стойке «смирно», чтобы мир учил нас демократии.

Автор – специальный корреспондент ИД «КоммерсантЪ»
Газета ру

© Kavkazcenter.com 2020