Путинская модель провалилась на Украине

6 декабря 2004 в 19:32
Путинская модель провалилась на Украине
Мари Мандра / Marie Mendras, 03 декабря 2004
Украина переживает исторические дни, удивительные дни. Основная ставка сделана на уважение воли граждан и установление демократического режима. Нет никакого сомнения в том, что Виктор Янукович, наследный принц оставляющего свой пост президента Кучмы, понимал, что ему не победить на выборах, соблюдая правила. И он давным-давно решил не соблюдать их.

Российский президент пришел к такому же решению и с прошлого лета запустил пропагандистскую машину, чтобы заранее обеспечить нужные результаты голосования. Владимир Путин несколько раз встречался с Януковичем и Кучмой и широко рекламировал эти встречи. Он даже пригласил их в октябре на свой юбилей. Дни, предшествовавшие первому туру голосования, он решил провести на Украине. В прямом эфире по телевизору он объяснил гражданам Украины, что правительство у них отличное, что добрые отношения с Россией зависят от этого правительства, а стало быть, они должны голосовать за Януковича.

Путин был настолько уверен в себе, что утверждал 6 сентября, выступая перед группой западных экспертов, что на Украине должна превалировать преемственность. На следующий день его министр обороны и ближайший советник Сергей Иванов был еще более прямолинеен в своем ответе на наш вопрос: 'Ситуация на Украине находится под контролем, нет никаких проблем. Конечно, оппозиция не согласится со своим поражением, и как это обычно бывает с проигравшими, в свое оправдание будут говорить, что выборы были мошенническими'.

Упорство, с которым Путин повторял, что результаты, обнародованные правительством Кучмы, честные и прозрачные, только усилило убежденность в том, что в голосовании имели место подтасовки. Это точно, потому что он прекрасно знал, какие при этом использовались методы, ведь и выборы в России в 2003 и 2004 годах не блистали честностью. И он убедил Януковича прорваться силой, укрывшись за широкой спиной президента России, которого поддерживают западные правительства.

Путин допустил несколько серьезных ошибок в оценках, которые ему были продиктованы невероятной удачей, сопутствовавшей нынешнему президенту с 2000 года. Демонстрируя уверенность 'сурового, но эффективного и популярного лидера', ему было легко заставить демократические государства согласиться с многочисленными антидемократическими мерами. Ему было достаточно выразить убежденность, поблефовать, заговорить о своем 'возмущении' перед лицом любой критики, чтобы справиться с сопротивлением западных партнеров, которые, надо отдать им должное, основывали свое отношение к Путину на 'доверии'.

Мы на Западе так долго оставляли Кремль на обочине, что уже просто 'не можем быть в плохих отношениях с Россией', и поэтому не в состоянии критиковать ее по каждому факту: Чечне, Беслану и терроризму, делу Юкоса, подтасовкам на выборах, контролем над СМИ, давлению на соседние страны.

Когда российский президент обвиняет европейских руководителей в том, что они вмешиваются во внутренние дела Украины, ответить ему можно, только заливаясь смехом. Не он ли первым шумно вмешался в политическую борьбу на Украине? Чрезмерное вмешательство Кремля гальванизировало силы оппозиции и только больше мобилизовало их.

Путин слишком далеко зашел в своей тактике использования силы, безусловно поддерживая режим Кучмы. Он спроецировал на Украину оценки, сделанные применительно к его собственной стране. Однако, Украина - не Россия. Это большая страна с 48 миллионным населением, которая живет не по московскому времени, у которой имеется своя собственная политическая, экономическая, социальная и культурная жизнь. Даже в преимущественно русскоязычных восточных областях жители считают себя гражданами Украины, имеют украинские паспорта, работают на Украине. Общество продемонстрировало способность осудить систему Кучмы и потребовать альтернативного решения, в то время как усталость могла бы заставить этих людей, как в России, согнуть спину.

Окрыленный успехом у себя дома, Путин не задумался о том, что в другом месте сценарий может быть другим. Существует огромная разница между его избранием на второй срок в 2004 году и украинскими президентскими выборами. На Украине 'кандидат власти' столкнулся с равным соперником, Виктором Ющенко, тогда как в России у Путина не было конкурентов, потому что серьезные соперники были уже давным давно устранены.

На Украине была предпринята попытка сделать президентские выборы безальтернативными. Угрозы в адрес Ющенко, отравление, жертвой которого он стал в сентябре, тому свидетельство. Демократический кандидат рассматривался как реальная опасность, и не зря, потому что он не похож на романтического диссидента. Ющенко руководил Центральным банком Украины, был премьер-министром, пока Кучма не отправил его в отставку. Он прекрасно знаком с механизмами власти и действующими лицами экономики своей страны. Он представляет собой значительного политического противника.

Вероятно, Владимир Путин рассчитывал на то, что могущественные финансисты и промышленники, на которых опираются Янукович и Кучма, станут неприступным бастионом, так как при авторитарном олигархическом режиме в России политика и экономика тесно связаны.

Российский президент не извлек урока ни из падения режима Шеварднадзе в Грузии в 2003 году, ни из того, что случилось с президентом Сербии Милошевичем В 2000. В обоих этих случаях правительство России поддерживало президента, срок которого истекал, и который потерпел поражение при голосовании, вопреки здравому смыслу. Украина, в отличие от России, уже имеет опыт политического выбора 1994 года, когда Кучма выиграл президентские выборы у Кравчука, шедшего на второй срок.

Прижатые к стенке после провала на президентских выборах, нынешние проигравшие размахивают пугалом разорванной надвое Украины: с Востоком, объявившим себя автономией или отошедшим к Российской Федерации, и Западом (с Киевом), превратившимся в обкромсанного уродца, бегущего в Европу. Они даже задумали референдум по вопросу автономии восточных провинций. Дойти до того, чтобы разжигать ненависть в обществе, которым управлял в течение десяти лет, означает тупик. Однако, каждый день важные персоны из системы Кучмы одна за другой бегут с тонущего корабля. Немало людей из сил правопорядка присоединились к оппозиции.

"Le Monde", Франция
ИноСМИ