Размышления о чеченском менталитете
В российском политическом лексиконе последнего десятилетия слово «Чечня» уже стало затертым, а между тем этот этноним, на мой взгляд, является неразгаданным генетическим кодом.
Вторая война за десять лет. Огромные жертвы, когда разрушены до основания города, стёрты с лица земли сёла, когда десятки тысяч людей стали беженцами…
Удивительное сопротивление чеченских моджахедов, численность которых, по словам разных шабалкиных, якобы, не превышает двух-трех тысяч.
Диверсионно-партизанская война чеченского народа, которая, как хроническое заболевание, исподволь подтачивает последнюю надежду путинской России одержать когда-либо даже видимость «победы» на древней чеченской земле.
А ведь речь идет всего лишь о неполном миллионе населения, о маленьком народе, который вполне целиком уместился бы в одном из районов Москвы или Нью-Йорка. Так в чём же заключается феномен чеченского народа?
Одной из главных характеристик чеченского феномена, на мой взгляд, является насилие.
Это постоянное чувство опасности, хрупкости жизни - чрезвычайно стрессогенные факторы, которые не могли не повлиять на общественное сознание чеченцев.
Чеченский народ никогда не был агрессором, но всегда был жертвой насилия, войн, депортации, империализма…
Каждые полвека чеченский народ подвергается геноциду со стороны России. Приходится начинать жизнь сызнова.
Реакция чеченского народа, направленная на сохранение личности и социума, является постоянная борьба за выживание, которая позволяет сохранить этнос.
Стремясь сохраниться в большом и враждебном мире, маленький чеченский народ вырабатывал защитные рефлексы. Ими служили Ислам и чеченский менталитет. Последний, в частности, проявлялся в традициях и обычаях.
И эти обычаи носят отпечаток суровости и жесткости условий жизни народа.
Надо сказать, что жизнь в горах и без того непроста, сама природа тут требует мобилизации. Реакция на подобные условия находит выражение в соответствующих формах воспитания.
Не зря у чеченцев, например, не принято, чтобы родители ласкали детей, играли с ними в присутствии более старших людей или незнакомых.
Это при том, что существует поговорка: «Стариков у нас уважают, а детей обожают!». Тем не менее, такое у чеченцев воспитание… Можно сказать спартанское, воспитание мужественности.
Для чеченского общества характерны элементы жертвенности, элементы отсутствия вседозволенности, малейшего баловства детей, чего нет, например, в европейских семьях.
Дети вырастают более строгими, более выносливыми, и, может быть, в определенной степени - более агрессивными.
Эта агрессия направлена не против близких, она носит защитный и внешний характер, так как агрессия чеченцев направлена на угрозы извне.
Вот как описывал воинственный нрав чеченцев итальянский генерал Дель Поцца: «Дерзкие при наступлении чеченцы бывали еще отважнее при преследовании. Сотни шашек и кинжалов мгновенно вырастали как из-под земли, и чеченцы с гиком кидались с середины колонны русских. Начиналась ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры. Кровь опьяняла их, омрачала рассудок, глаза их загорались фосфорическим блеском, движения становились еще более ловкими и быстрыми, из гортани вылетали звуки, напоминающие скорее рычание тигра, чем голос человека».
В связи с этим напомню некоторые даты исторической хронологии чеченской трагедии:
1348 год - нашествие Тамерлана и попытка покорить чеченцев, которую продолжил султан Гирей.
1785 год - восстание под предводительством шейха Мансура.
1859 год - пленение имама Шамиля и окончание затяжной Кавказской войны.
1877 год - восстание против российских колонизаторов, которое к началу ХХ века приобрело характер абречества.
1918 год - создание Горской Республики, признанной Германией и Турцией, и новая агрессия большевиков. 1944 год - депортация всего населения Чечни в Казахстан и Среднюю Азию.
И наконец, 90-е годы - генерал Джохар Дудаев, восстановление государственной независимости чеченского народа и две русско-чеченские войны, последняя из которых продолжается по сей день..
Некоторые горе-этнологи пишут, что, якобы, при общении с чеченцами возникает ощущение своеобразного «двойного стандарта». Мол, в отношении к своему кругу, к «своим», существует один кодекс чести и здесь на самом деле превалирует взаимовыручка, нерушимость слова, нравственные обычаи и так далее А в отношении к внешнему миру часто ситуация, якобы, бывает иной.
И тут же сравнивают чеченцев с сицилийцами: мол, эта странная – избирательная – патриархальность служит хорошим фундаментом для создания… ну, конечно же, мафии. Вот для чего нужно было такое сравнение!
Хотелось бы ответить этим «учёным», что этот пресловутый «двойной стандарт» имеет место только в среде преступного мира.
Преступная психология и есть разделение людей на «своих» и «чужих», на достойных жизни и не достойных… Внутри преступного сообщества – один кодекс чести, вне его – другой, противоположный.
Тут можно и нужно обманывать, использовать насилие, пользоваться доверчивостью внешнего мира для реализации своих целей.
Но когда речь идёт о народе, как таковом, тем более о таком уникальном, как чеченский, такая аналогия, такая характеристика – «двойной нравственный стандарт» - не имеет под собой никакой почвы.
Что касается чеченцев, то по своему характеру они отличаются очень большой открытостью, и в общении с другими людьми всегда соблюдают именно тот кодекс чести, который культивировали в своей среде из поколения в поколение.
У чеченцев, если они видят, что им не угрожает агрессия извне, полная открытость и доброжелательность всегда доминируют.
Более того, даже по отношению к врагу, который дальше не проявляет агрессии, чеченцы имели обыкновение быть быстро отходчивыми - здесь как раз и есть элемент психологической защиты - нет смысла фиксироваться на тех психологических травмогенных факторах, которые перестали быть актуальными.
Все те этнопсихологические проявления, которые присущи чеченскому народу, носят компенсаторный характер, то есть, это нормальная адекватная реакция, направленная на выживание народа.
Чеченский народ на протяжении всей своей истории постоянно становился жертвой насилия, особенно со стороны России.
Узники фильтрационных лагерей, беженцы, расстрелянные пьяной русской солдатней, потерявшие отцов, сыновей, лишенные имущества, крыши над головой, дети с травмированной психикой, лишенные полноценного детства – это чистые жертвы, ни в чем не повинные жертвы насилия.
И на этом кровавом фоне так называемые «русские политики» ещё имеют наглость возмущаться, когда чеченские амиры предупреждают их, что то зло, которое они принесли в Чечню, вернётся к ним бумерангом.
Например, такой известный «российский демократ», как Григорий Явлинский, недавно сокрушался по поводу того, что Президент ЧРИ Аслан Масхадов, якобы, посоветовал представителям российского истеблишмента «внимательно смотреть под ноги, входя в подъезд своего дома».
И эти сентенции по иронии судьбы звучат именно в тот же самый отрезок времени, когда с трибун Госдумы РФ, где заседают, кстати, и так называемые «российские демократы», чеченцев всему миру преподносят как «агрессивный и мафиозного народ». Все ярлыки вешаются на них, и при малейших преступлениях в России всегда ищут «чеченский след».
Эти ярлыки не имеют ничего общего с действительностью.
Конечно, есть какая-то определенная кучка так называемых «чеченцев», которая вершит свои тёмные дела (кадыровцы, ямадаевцы, алхановцы, гантамировцы и так далее), пойдя на услужение к российским оккупантам в качестве их кровавых шестёрок, от карательных акций которых страдает весь чеченский народ, не имеющих никакого отношения к их грязным делам.
Для чеченского народа в целом то, что творят эти отщепенцы, является нарушением национального морального миропорядка.
Например, взятие людей в заложники не свойственно чеченцам, потому что в их понятии силён культ дома, очага, который является ментальной нормой.
В качестве иллюстрации могу сказать парадоксальную вещь: в советское время чеченское общества стало процветать, люди стали получать образование, появились учителя, врачи, профессора, академики, хотя были запреты на определенные профессии...
Конечно, нельзя сказать, что чеченцам сладко жилось при советской власти, но после репатриации чеченцев был определенный период - два-три десятилетия, когда чеченский народ стал оживать. К великому сожалению все эти процессы рухнули.
Рухнули, потому что советские колонизаторы попытались навязать чеченцам славянские приоритеты, чуждые их менталитету...
Не учитывались психологические особенности чеченцев, те проблемы, которые представляют собой уникальность любой нации.
Недооценка этих вещей сопровождалась очень грубыми и агрессивными действиями по отношению к чеченцам. Именно в это период была запущена в оборот словесная болванка с характерным названием «чеченская мафия».
На сегодняшний день громадная основная масса населения Чечни хочет жить в мире. Народу не нужна война, чеченцы хотят воспитывать своих детей, соблюдая свои обычаи и традиции, чтобы этому никто не мешал. Война им навязана. Если они прекратят своё героическое Сопротивление, они исчезнут с лица Земли, как убыхи.
Покуда чеченцы будут сопротивляться, Россия не сможет разрушить этнопсихологическая особенность чеченцев, которая естественным образом растворена в психическом статусе каждого чеченца и его менталитете. Это произошло не сегодняшняя, а имеет глубокие исторические корни, и с этим нельзя не считаться.
Кстати, об исторических корнях: есть множество потрясающих примеров, указывающих на родство чеченцев и шумеров.
Я напомню, что шумеры - это древнейший народ, создавший 6 тысяч лет назад в Междуречьи первую в истории человечества цивилизацию - Шумерскую.
Эта цивилизация дала человечеству колесо и письменность, математику, астрономию и лунный календарь, часы и шестидесятеричную систему, откуда 60 минут в часе и 360 градусов в круге, литье металлов и гончарный круг, систему орошения и обожженный кирпич, школу и библиотеку... - одним словом, все азы цивилизованной жизни.
О самих шумерах мало что известно. Были это черноволосые люди, говорившие на гортанном языке и считавшие, что они пришли в Месопотамию откуда-то с гор.
Казалось бы, откуда в чеченском языке так много общих с шумерами слов и топонимов. Верховный бог в Шумере был Ану, что означало небо. Ана на старочеченском тоже означает «небо».
Главный бог Вавилона - Мардук, а Майрадук - распространенное среди чеченцев мужское имя.
С Мардуком боролся плохой бог Эрра. «Эрру» по-чеченски означает «неправый», «ложный». Этим словом обозначается также левая рука. Шумерская богиня-мать звалась Инанна. Чеченское «нана» означает мать. И так далее. Таких примеров можно привести очень много.
К великому сожалению чеченцы не имели возможности сохранить свое историческое прошлое так, как это удалось другим народам.
И в третье тысячелетие чеченский народ вступил, находясь в состоянии очередного отражения агрессии со стороны русских варваров, которые на протяжении свыше четырёх веков хотят его покорить.
Но продолжающаяся уже шестой год подряд Вторая русско-чеченская война даёт возможность делать смелый прогноз, что героические чеченские моджахеды в скором времени поставят зарвавшегося «мочильщика кремлёвских сортиров» на колени!
Исхат Туниев, чеченский этнограф,
специально для ИА DAYMOHK