Скандальный фильм американского режиссера Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», награжденный на последнем Каннском кинофестивале Золотой Пальмовой ветвью, вышел на наши экраны. Российской публике лента нравится. Вот только за что?
Империи после удара
Майкл МУР доказывает: разговоры Буша о борьбе с «мировым терроризмом» - блеф. На самом деле, держа население Америки в постоянном страхе, Буш свертывает в стране демократические свободы. И люди с готовностью отказываются от них. Лишь бы не стать жертвой террора. Главное - безопасность! Все эти уровни террористической угрозы (красный, оранжевый и т.д.) были приняты в Штатах после 11 сентября 2001 года именно для того, чтобы американский people не расслаблялся. И people не расслабляется. «Нельзя доверять тем, кого не знаешь. Да и тем, кого знаешь, тоже не надо доверять», - говорит накаченный мужик, житель какого-то американского захолустья. «Как бы на нас не напали террористы, ведь мы сегодня вечером будем ужинать со спагетти», - делится опасениями обитательница богом забытой глубинки.
В США насаждается атмосфера подозрительности, наушничества, стукачества. Стоит в разговоре с приятелями неуважительно отозваться о политике Буша, и среди ночи к тебе заявятся агенты ФБР, дабы проверить - не готовишь ли ты террористический акт.
Мур приводит множество фактов, которые доказывают, что семья «террориста №1» Усамы Бен Ладена связана крепкими финансовыми и экономическими узами с династией Бушей, хотя она публично и отреклась от Усамы. Сразу после 11 сентября все родственники бен Ладена беспрепятственно покинули США. Их даже не допросили американские спецслужбы. Что это? - задается вопросом Мур. Глупость? Или желание скрыть от общественности опасные связи?
Мур указывает тоже на первоначальные связи американского нефтяного бизнеса с афганскими талибами. Нефтяные короли надеялись, что талибы, придя к власти и наведя порядок в Афганистане, позволят им провести нефте- и газо- проводы из Туркмении в Пакистан. Однако талибы не стали послушными марионетками Вашингтона. Во многом ради реализации газового проекта Америка вторглась в Афганистан в октябре 2001 года. А не ради поимки бен Ладена.
Истинная причина войны против Ирака, по мнению Мура, тоже нефть. Точнее - аппетиты тех, кто ее добывает. Так, нефтяные месторождения Ирака заполучила компания «Хеллибертон» (Halliburton), которая была спонсором предвыборной кампании Буша. И которой руководил вице-президент Дик Чейни. Американский режиссер напоминает, что США снабжали оружием Саддама Хусейна, когда тот воевал с Ираном, где победили антиимпериалистическая исламская революция. Их тогда не смущало, что Хусейн - жестокий диктатор.
Американцы, говоря, что наносят «точечные удары» по военным объектам Ирака, на самом деле бомбили (и бомбят) жилые кварталы. Мы видим разрушенные дома, детские трупы, рыдающих женщин. Мур берет интервью у американских солдат, и те похваляются, что обстреливают иракские города под песни группы «Стая псов, охочих до крови» (the BLOODHOUND GANG). «Получается классный сандтрек!».
Мур - человек с чувством юмора. Он не только обличает Буша, но и высмеивает его, показывает, что он недалекий парень. Тупой ковбой. Мур умело управляет эмоциями публики. Зритель заливается смехом, глядя на глупое выражение бушевского лица; смахивает слезы, сопереживая матери убитого американского солдата; негодует, видя страшные последствия бомбардировок.
Шестерки и доноры
В России сейчас модно ругать Штаты. В бедах и невзгодах своей собственной страны мы виним янки. И ФСБешная власть поощряет эти настроения. Кремль недвусмысленно намекнул даже, что на теракт в Беслане чеченцев надоумили американцы, желая оттяпать от нас «кусок пожирнее». А мы не понимаем (или не хотим понимать), что власть, говоря, что захват школы организовали американцы, хочет снять с себя ответственность за трагедию. Власти выгодно создать образ Врага, чтобы все свои промахи объяснять его коварными происками.
Лента Майкла Мура великолепно легла на эти настроения. Конечно, любить США не за что. Эта держава доит весь мир. А тех, кто отказывается кормить ее, жить по ее правилам, она закидывает бомбами, сжигает напалмом. Только вот ФСБешная власть, делая показушные выпады против американцев, на деле шестерит перед янки, продает им за копейки богатства нашей страны. Например, деньги, вырученные от продажи нефти и газа, правительство РФ направляет в стабилизационный фонд, а потом переводит их в ценные бумаги США. Таким образом Россия, где горняки голодают в шахтах, чтобы выбить заработанные копейки, превращается в донора американской экономики. А недавно российское правительство продало свои акции нефтяной компании Лукойл американской компании ConocoPhillips. А Лукойл – это 20% общероссийской добычи нефти и 20% общероссийской переработки нефти. Россия поддерживает Буша, которого высмеивает Мур. Еще как поддерживает!
Почувствуйте разницу
Над американцами смеяться легко, сидя в мягком кресле современного кинотеатра. Главное - не подавиться попкорном. Возмущаться политикой Буша тоже просто, она того заслуживает. А что если посмеяться над собой? И что если, живя в России, обличать русских политиканов, чиновников и генералов? Ведь тоже самое, что творят американцы в Афганистане и Ираке, Россия вытворяет в Чечне. Надо страдать раздвоением личности, то есть - шизофренией, чтобы, осуждая США за вторжение в Ирак, одновременно одобрять действия России против чеченцев. Американские бомбы и пули убивают детей в Ираке. А в Чечне в результате боевых действий погибли 42 тысячи ребятишек. Их что, не жалко? Зритель плачет вместе с американской матерью, которая потеряла сына в Ираке. Сопереживает. А русские женщины, чьи сыновья погибли на Кавказе, разве не достойны сочувствия? Только за пять лет «второй чеченской» Россия потеряла больше солдат, чем за десять лет войны в Афганистане. Буш, якобы защищая население от террористической угрозы, отменяет демократические свободы. А разве не тоже самое делает Путин? Разве ВВП не воспользовался трагедией в Беслане, страхом населения перед терактами, чтобы укрепить авторитарный режим (выстроить «вертикаль власти»)?
Между политикой Буша и Путина очень много общего. Но между Америкой и Россией есть различие, причем существенное. Как не наступает Буш на демократию, фильм Майкла Мура вышел на американские экраны. Мог бы какой-нибудь российский режиссер снять фильм против Путина? Если бы такой смельчак нашелся, увидели бы мы его творение, а его самого на фестивале в Каннах? Все это риторические вопросы. США, несмотря ни на что, - демократическая страна с развитыми институтами гражданского общества. И демократия эта существует потому, что в свое время рядовые американцы сражались с властями, защищая свое человеческое достоинство. Мы институты гражданского общества не смогли создать. Ведь чтобы создать их, нужно критически оценивать себя и действия «своей» власти.
Георгий МАЕВ, Санкт-Петербург
Движение сопротивления имени Петра Алексеева
novoes@yandex.ru