Цена территориальной целостности 30 млрд. долларов

Цена территориальной целостности 30 млрд. долларов

После того, как сначала министр МИД РФ Лавров, а затем и Путин заявили о готовности вернуть Японии два из четырех оккупируемых Россией островов Курильской гряды, в российских СМИ разгорелась горячая дискуссия – «отдавать -не отдавать» острова. Примечательно, что ни в одном из моментов этой дискуссии не звучит слово «возвратить», которое, судя по всему, напрочь отсутствует в лексиконе российских политиков и журналистов.

 

Во вторник даже стали приходить сообщения, что на Сахалине уже сформирован некий боевой отряд для обороны Курил.  По словам участников этого вооруженного формирования, воевать отряд пойдет не с пустыми руками. Для этого есть военные базы на Кунашире и Итурупе. Кроме того, уверены русские боевики, военные не покинут острова без боя.

 

Тем временем местные СМИ вспоминают визит Путина, во время которого он торжественно обещал сахалинцам, что «ни о какой передаче Курил речи не идет». Так, в начале января 2000 года Путин посетил Сахалин по пути в Японию, куда он направлялся с трехдневным визитом. Тогда он коснулся вопроса о территориальных разногласиях с Японией. По его словам, ни о какой передаче Курил речи не идет. «Разве кто-то говорил, что правительство собирается отдать Курилы? Мы ведем переговоры», - заявил четыре года назад Путин.

 

Российские СМИ сообщают, что 20 ноября в Южно-Сахалинске движение «За неотделимость российских восточных территорий» планирует провести крупный митинг рядом с Генконсульством Японии, акции протеста предполагается устроить по всему острову и в ряде дальневосточных субъектов РФ. Поддержать их готовы практически все общественные организации и партии, в том числе и путинская «Единая Россия», которая на этот раз решила пойти против «своего» президента.

 

«Будем митинговать, будем протестовать, будем отказывать в любезности нашему избраннику», - сообщил изданию первый заместитель секретаря регионального политсовета ЕР Игорь Андреев.

 

Прогнозировать, как будут развиваться события, и в действительности ли местные русские колонисты попытаются в случае реализации заявления Путина вернуть Японии часть ее островов, организовать партизанскую войну за «территориальную целостность» России, сложно. Однако некоторая имеющаяся в распоряжении «Кавказ-Центра» информация позволяет утверждать, что принципиальная договоренность о возвращении островов Японии была принята еще в 1997 году Борисом Ельциным. Точнее, речь идет не о возвращении, а о продаже.

 

Цена вопроса, по ценам 1996-97 годов, 30 миллиардов долларов. Именно столько впервые запросил Ельцин у тогдашнего премьер-министра Японии Хасимото во время его апрельского визита в Москву. Затем эта тема еще трижды обсуждалась во время июльской встречи в 1997 году на Денверском саммите, ноябрьской встречи в Красноярске и апрельской встрече в Кавана.

 

Эта информация стала известная чеченской стороне во время активных российско-чеченских межправительственных контактов и подготовке договора между Ельциным и Масхадовым. Тогда кремлевские источники жаловались, что японцы считают предложенную Москвой цену завышенной. Кроме того, японцы настаивали на возвращении всех четырех островов.

 

В 2000 году источник «Кавказ-Центра» в Москве сообщил, что среди нескольких условий назначения Путина приемником Ельцина были и твердые гарантии того, что в срок до конца 2005 года Путин продаст острова Японии. При этом семья Ельцина получит от этой сделки определенный процент наличными.

 

Уже в 2001 году путин приступил к поэтапной реализации плана продажи островов Японии. Бывший премьер-министр Японии Иосиро Мори 14 мая 2001 года заявил в интервью японской телекомпании Asahi, что во время мартовских переговоров с президентом России Владимиром Путиным была разработана схема переговоров о принципах передачи Японии части островов Курильской гряды.

 

Цитата по тексту Би-би-си – «Именно тогда мы договорились о том, что будем решать территориальный вопрос в несколько этапов. На одном будет обсуждаться судьба Кунашира и Итурупа, на другом - Шикотана и гряды Хабомаи».

 

Единственным неясным вопросом на сегодня остается лишь окончательная цена «нарушения территориальной целостности» России, на которой сошлись Токио и Москва.

Отдел оперативной информации,

«Кавказ-Центр»