Лавров обсудит с японским коллегой передачу не 2, а 4 островов

Как сообщают российские СМИ, стало известно, что Япония отвергла предложение России о передаче только двух, а не четырех островов. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми заявил в своей резиденции в Токио, что Япония не изменит свою позицию в отношении территориального вопроса, согласно которой подписание мирного договора с Россией последует лишь за определением принадлежности всех четырех южнокурильских островов.

Понятно, что Лавров отказался комментировать последние высказывания японских официальных представителей о перспективах территориального урегулирования, сообщает ИТАР-ТАСС. И вот почему. Вопросы двусторонних отношений, включая решение проблемы заключения мирного договора с Японией, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров намерен обсудить с японским коллегой Нобутакой Матимурой в рамках предстоящего в Сантьяго саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

В понедельник Владимир Путин заявил, что Россия готова выполнять межгосударственные договоренности с Японией в той степени, в какой их готова выполнять сама Япония. "Мы всегда выполняли и будем выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности, - сказал он. - Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов, того, как мы это видим и как это видели в 1956 году".

А в подписанной в 1956 году, а затем ратифицированной Верховным Советом СССР и парламентом Японии Совместной советско-японской декларации Москва выражала готовность в качестве жеста доброй воли передать Токио острова – Хабомаи и Шикотана после подписания мирного договора.

Таким образом, нельзя исключать, что при подписании мирного договора Хабомаи и Шикотан также будут переданы Японии.  Этим видимо объясняется реакция Лаврова, который сетует на поспешность японцев, преждевременно озвучивших свои требования о передаче всех 4 островов – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи. Сегодня же официальный представитель МИД России Александр Яковенко признал, что для решения проблемы заключения мирного договора с Японией "потребуется еще немало усилий".

При этом, продолжил дипломат, "российская сторона исходит из того, что такое решение должно быть приемлемым для обеих сторон, одобрено парламентами и общественностью России и Японии и отвечать их национальным интересам".

Комментируя содержание Совместной декларации 1956 года, дипломат напомнил, что декларация, "во-первых, прекращала состояние войны, во-вторых, восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами и, наконец, предусматривала продолжение переговоров по мирному договору". Поэтому, сказал Яковенко, "декларация является одним из важнейших документов, заложивших базу для развития российско-японских отношений".