Опасная иллюзия Путина

13 сентября 2004 в 16:04
Опасная иллюзия Путина

Теракт в Беслане стал "ярчайшим свидетельством, что не все ладно в путинской маскарадной демократии". Путин не может избавиться от старых иллюзий. Его неспособность изменить направление своих мыслей чревата негативными последствиями не только для российской борьбы с терроризмом, но и для укрепления целостности нации. В своем телевизионном обращении к нации после Беслана Путин воззвал к "организованному, сплоченному гражданскому обществу" для борьбы с террористической угрозой. Уже не в первый раз президент, оттеснивший неправительственные организации на обочину общественной жизни, апеллирует к гражданскому обществу.

 

Во время бесланского кризиса власти тоже всячески изворачивались - и газеты (не контролируемые государством телевизионные станции) призвали чиновников к ответу. И в качестве зловещего напоминания о границах независимой журналистики редактор "Известий" Раф Шакиров отправился в вынужденную отставку, по всей видимости из-за недовольства Кремля освещением кризиса в газете. (Газета принадлежит через холдинговую компанию металлургическому магнату, лояльному к Кремлю.)

 

Еще более опасно, чем воображать демократию там, где ее нет, поддерживать другую иллюзию Путина - о вине международного терроризма. В своей речи после трагедии в Беслане Путин не упомянул Чечню ни разу, хотя было очевидно, что след из Беслана ведет именно в эту терзаемую войной республику.

 

Сразу после резни в Беслане многие западные комментаторы совершили ошибку, начав упрекать Москву в неспособности найти политическое решение в Чечне. Для русского уха это звучало как оправдание террористов, захвативших в заложники детей.

 

Не подлежит сомнениям, что чеченские боевики пользуются помощью из-за рубежа. Но корни терроризма в России, терроризма, унесшего за две недели свыше 400 жизней, безусловно, надо искать в партизанской войне в Чечне. Путин отрицает эту связь. Напротив, в своей речи он мрачно намекнул: "Одни хотят оторвать от нас кусок пожирнее, другие - им помогают. Помогают, полагая, что Россия - как одна из крупнейших ядерных держав - еще представляет для них угрозу".

 

Эта нелепая риторика времен холодной войны выдает в нем бывшего кагэбэшника, и склад ума, который может оказаться самым серьезным препятствием для того, чтобы сформировать продуманную, адекватную реакцию на террористическую угрозу в России.

 

Можно симпатизировать желанию Путина сделать Россию сильной и благополучной страной. Но его действия идут вразрез с его словами о необходимости многопартийной демократии, гражданского общества или стабильности в Чечне. Кэгэбистская выучка заставляет его отдавать предпочтение недомолвкам перед открытостью, осторожности перед изобретательностью.

 

До сих пор Путин играл по старым правилам, консолидируя обширную президентскую власть. То, что теракт уровня бесланского в принципе возможен, показывает, насколько уязвима в действительности так называемая "вертикаль власти" Путина. Мысль, что бывший агент КГБ может единолично управлять огромной многонациональной страной, может в конечном итоге оказаться самой опасной из всех иллюзий.

 

The Christian Science Monitor

Inopressa.ru